Аннотация: |
Психолого-педагогическое сопровождение личности студента ориентирует образовательный процесс не только на обучение и воспитание, но прежде всего на раскрытие его профессионально-личностного потенциала, становление его субъектности. В статье обозначены теоретические предпосылки исследования данного феномена: развитие психики в разные возрастные периоды, этапы профессионального развития, профессиональное самоопределение, кризисы профессионального развития, воспитательное влияние коллектива. Теоретический анализ научной литературы позволил авторам разработать и апробировать модель реализации психолого-педагогического сопровождения профессионального развития студентов вуза. Цель модели — создание психолого-педагогических условий для профессионально-личностного развития студентов в вузе. Модель состоит из трех этапов: погружение студента в образовательно-профессиональную среду, формирование профессиональной компетентности, формирование профессионально-коммуникативных навыков поведения на рынке труда. Все этапы модели обеспечиваются комплексной работой педагогов и специалистов, что делает возможным оказание наиболее качественной поддержки студентов. Этап психодиагностики предполагает выявление профессионально-личностных особенностей студента для разработки психолого-педагогического сопровождения. На втором этапе определяется образовательная траектория активного вхождения студента в профессию. Третий этап направлен на получение студентами знаний о конкурентоспособности, о правилах коммуникативного поведения в коллективе. В практической части статьи на основании модели освещены результаты исследования личностно-профессиональных особенностей студентов Мурманского государственного технического университета: мотивация обучения, осознанность выбора профессии, профессиональная направленность, профессиональная идентичность. В процессе исследования выявлены различия в профессионально-личностных предпочтениях студентов вуза, одни из которых в процессе сопровождения меняются, другие в дальнейшем развиваются. В структуре профессиональной направленности у первокурсников после психолого-педагогического сопровождения выраженным остается исследовательский тип личности, у выпускников — реалистический и социальный типы. Данные показатели свидетельствуют об удовлетворении потребности в самореализации, становлении позиции субъекта профессиональной деятельности. Незначительно снизился процент студентов обеих групп по статусу диффузной профессиональной идентичности. |
Ключевые слова: |
концепция образования, психолого-педагогическое сопровождение, модель, этапы работы, диагностика, образовательная траектория, профессионализация, профессиональные предпочтения, профессиональная
идентичность. |