https://vestnik.volbi.ru/

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Бокова Т. Н., Перевезенцева О. Н.
Номер журнала: 1(54) Месяц и год выхода: февраля 2021
Аннотация:

В статье представлена модель педагогического процесса развития информационной грамотности младшего подростка. С опорой на обоснование влияния ключевых идей постмодернизма и основные направления модернизации отечественной системы образования иллюстрируется актуальность исследования проблемы развития информационной грамотности младшего подростка. Представленная модель основана на фундаментальных положениях личностно ориентированного, процессуально-деятельностного и технологического подходов. Дано авторское определение понятия «информационная грамотность младшего подростка», понимаемого как сложное личностное образование, состоящее из умений и навыков информационной деятельности, представлений об окружающем мире как об информационном пространстве; сочетание основных осваиваемых коммуникативных навыков, ценностного отношения к информации. Сформулированы сущностные характеристики информационной грамотности младшего подростка на основе компонентного анализа (когнитивный, операционный и эмоционально-ценностный) в логике процессного подхода к развитию младших подростков средствами интерактивных и ИК-технологий в информационно-образовательном пространстве школы. Представлены этапы реализации модели педагогического процесса развития информационной грамотности младшего подростка: диагностический этап, направленный на измерение как отдельных компонентов, так и целостного проявления информационной грамотности; развивающий этап, ориентированный на активное развитие отдельных компонентов информационной грамотности младших подростков; и контрольный этап, посвященный определению уровня сформированности информационной грамотности младших подростков после проведения этапа ее активного развития. Критериями сформированности информационной грамотности младших подростков являются: когнитивный (определение информации, поиск информации), операционный (управление информацией, интеграция информации) и эмоционально-ценностный (оценка информации, ее создание и передача). Обоснована эффективность педагогических условий, обеспечивающих эффективность разработанной модели. К ним отнесены: вовлечение подростка в информационно-образовательную среду школы, направленную на становление субъектности обучающихся; тьюторское сопровождение развития личности младшего подростка в процессе формирования его информационной грамотности.

Ключевые слова:

информационная грамотность, постмодернизм, младшие подростки, интерактивные технологии, когнитивный компонент, операционный компонент, эмоционально-ценностный компонент, технологический подход, модель развития информационной грамотности.

Как цитировать статью:

Бокова Т. Н., Перевезенцева О. Н. Моделирование педагогического процесса развития информационной грамотности младших подростков в эпоху постмодерна // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 306—312. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.125.