https://vestnik.volbi.ru/

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Дыбошина Е. А., Шадрина Л. Г.
Номер журнала: 1(54) Месяц и год выхода: февраля 2021
Аннотация:

Анализ современных педагогических исследований, практики специальной педагогики и психологии показывает, что формирование диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития продолжает оставаться актуальной проблемой. Особого внимания требует изучение инициативных высказываний в общении детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлены задания, разработанные авторами, на диагностику диалогических умений детей данной категории, критерии оценки с количественной оценкой, отраженной в баллах. Задания выявляют умение детей отвечать на вопросы разных типов, реализовывать сюжет с помощью диалога героев и запрашивать информацию в диалогическом общении. Результаты выполнения заданий позволили распределить детей по уровням в зависимости от набранных баллов. Качественный анализ полученных данных позволил выделить общие закономерности коммуникативных умений детей с ЗПР. Выяснилось, что детям с задержкой психического развития характерно долгое «включение» в задание, неумение решать коммуникативные задачи, одновременно ориентируясь на действия и высказывания партнера, бедный словарь, использование простейших фраз. Данные обследования указывают на то, что нарушения речи при ЗПР носят системный характер и затрагивают как активную речь, так и понимание обращенной речи, играющей ключевую роль в ведении диалога, а также на несформированность мыслительных операций, поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных операций. Представляют интерес данные о возможностях детей указанной категории самостоятельно запрашивать информацию, инициировать общение. В статье указывается на необходимость дальнейшего изучения коммуникативных диалогических умений старших дошкольников с ЗПР. Вместе с тем результаты обследования позволяют наметить пути развития коммуникативных умений дошкольников с ОВЗ, подбирая приемы и методы, направленные на развитие каждой стороны диалогических умений.

Ключевые слова:

диалогическая речь, старшие дошкольники, задержка психического развития, ответная речь, инициативная речь, запрос информации, диагностика развития диалогической речи, критерии оценки детских высказываний, характеристика уровней развития диалогической речи детей с ЗПР, сравнительный анализ выполнения заданий.

Как цитировать статью:

Шадрина Л. Г., Дыбошина Е. А. Особенности диалогической речи детей старшего до- школьного возраста с задержкой психического развития // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 427—432. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.124.