PDF: |
|
Автор(ы): |
Петрова А. И. |
Номер журнала: |
1(54) |
Месяц и год выхода: |
февраля 2021 |
Аннотация: |
Одним из масштабных геополитических изменений конца прошлого столетия является распад Союза Советских Социалистических Республик, образование на его территории независимых государств. При этом социальные реалии последних десятилетий характеризуются усилением процессов глобализации и международной интеграции. Последние коснулись и постсоветского пространства, на территории которого создано новое интегративное межгосударственное образование — Содружество Независимых Государств. Указанные выше процессы имманентно характеризуются усилением интенсивности международной миграции. В суверенных государствах, которые образовались на постсоветском пространстве, развиваются и функционируют внесудебные механизмы защиты прав и свобод человека. К ним относится, в том числе, правовой институт омбудсмена, к которому в необходимых случаях в целях получения содействия в реализации их прав могут обратиться и внешние мигранты. Следуя мировому опыту, некоторые страны постсоветского пространства пошли по пути специализации омбудсменов, создавая должности уполномоченных по правам, занимающихся защитой прав конкретных социальных групп, в частности несовершеннолетних. В научной литературе последних лет справедливо отмечалось, что в процессах миграции участвуют дети. Несовершеннолетние, затронутые миграционными процессами, более уязвимы, чем взрослые мигранты, так как у них возникают специфические правовые проблемы, связанные с пробелами в законодательстве либо обусловленные ненадлежащими действиями родителей, уклоняющихся от легализации пребывания семьи в государстве приема. В силу этого публичные структуры, выполняющие функции детских омбудсменов в государствах постсоветского пространства, должны уделять особое внимание разрешению правовых проблем детей с миграционным опытом. Автор настоящей статьи анализирует законодательство и правоприменительную практику государств — участников СНГ в части возможностей обеспечения реализации прав детей-иностранцев на территориях данных государств силами омбудсменской службы, выявляет возможности взаимодействия публичных структур, выполняющих функции детского омбудсмена, с органами прокуратуры данных стран. |
Ключевые слова: |
государства — участники СНГ, уполномоченные по правам ребенка, уполномоченные по правам
человека, прокуратура, взаимодействие, несовершеннолетние, мигранты, выдворение, право на образование, право на
охрану здоровья и медицинскую помощь |
Как цитировать статью: |
Петрова А. И. Обзор правового регулирования деятельности омбудсменов государств —
участников СНГ по обеспечению прав несовершеннолетних в миграционной сфере // Бизнес. Образование. Право. 2021.
№ 1 (54). С. 243—249. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.126. |