https://vestnik.volbi.ru/

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Клещева И. В., Снегурова В. И., Стефанова Н. Л.
Номер журнала: 1(58) Месяц и год выхода: февраля 2022
Аннотация:

Статья посвящена проблеме оценки предметно-методической компетенции современного учителя математики с целью выявления актуальных затруднений в его предметной и методической подготовке. Исследование проводилось на основе модели уровневой оценки профессиональной компетенции учителя, разработанной при непосредственном участии авторов статьи. Основным средством оценивания стали специально сконструированные задания, выполнение которых требовало от испытуемых проявления предметно-методической и психолого-педагогической компетентности в разных профессиональных контекстах на разных уровнях: базовом и продвинутом. Целью авторов статьи является анализ сформированности предметно-методической компетентности будущих и практикующих учителей математики на основе результатов выполнения ими сконструированных заданий. Объектом анализа являлись работы 2295 учителей математики из 13 субъектов Российской Федерации, выполненные на первом этапе исследования, и работы 350 учителей математики и студентов — будущих учителей математики из двух субъектов РФ. Полученные в результате исследования данные позволили описать профессиональные характеристики учителей математики, уточнить содержательное и операциональное наполнение их предметно-методической компетенции, выделить дефициты предметно-методической компетентности, которые испытывает практикующий учитель, основные профессиональные затруднения молодых специалистов и выпускников педагогических вузов. Последнее позволяет определить направления коррекции системы предметно-методической подготовки студентов математических факультетов педагогических вузов и факультетов университетов, осуществляющих подготовку студентов по направлению «Педагогическое образование». На основе обобщения результатов исследования делаются выводы об уровне предметно-методической компетенции учителей математики. Эти выводы позволяют не только описать профессиональный портрет современного учителя математики, но и выявить направления его дальнейшей подготовки и повышения квалификации.

Ключевые слова:

математика, учитель математики, педагогическое образование, предметная компетенция, методическая компетенция, профессиональная компетентность учителя, методические затруднения, оценка компетентности, модель оценки, качество образования

Как цитировать статью:

Клещева И. В., Снегурова В. И., Стефанова Н. Л. Результаты исследования предметно-методической компетенции учителей математики// Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 265—271. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.58.114.