https://vestnik.volbi.ru/

ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Марюков А. М.
Номер журнала: 1(58) Месяц и год выхода: февраля 2022
Аннотация:

В статье рассматривается то, как овладение шахматной игрой влияет на развитие предпосылок, необходимых ребенку для успешного обучения в начальной школе. Готовность к обучению остается актуальной проблемой современного образования. Социологические исследования показывают, что родители не всегда удовлетворены уровнем подготовки будущих первоклассников, которую те получают к концу дошкольного образования. Важно продолжать поиск новых педагогических средств, которые можно использовать для развития предпосылок, необходимых ребенку для успешного обучения в школе. В советской системе дошкольного воспитания предполагалось, что предпосылки учебной деятельности сводятся к запасу знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход можно считать преодоленным, во всяком случае на уровне психолого-педагогической теории. Современные исследования связаны с изучением тех качественных психических и поведенческих новообразований, которые необходимы ребенку в качестве предпосылок для дальнейшего обучения. При этом мы придерживаемся подхода, в рамках которого принято выделять коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные предпосылки учебной деятельности. Уникальным средством развития дошкольника является шахматная игра. Обладая признаками игры и учения одновременно, она позволяет природосообразно перейти от игровой деятельности к учебной деятельности. Для успешного освоения шахматной игры педагог должен выстроить на занятиях отношения сотрудничества с детьми. Отношения сотрудничества возникают, если взрослый при взаимодействии с ребенком гармонично сочетает роль организатора, помощника и равноправного партнера по игре. Проведенное исследование показало, что шахматная игра способствует формированию личностных, коммуникативных, регулятивных предпосылок учебной деятельности.

Ключевые слова:

дошкольники, подготовка к школе, диагностика готовности к школьному обучению, игра, учебная деятельность, развитие, формирование, воспитание, педагогическое средство, ведущая деятельность, шахматы, обучение шахматной игре

Как цитировать статью:

Марюков А. М. Шахматная игра как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 325—329. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.58.133.