https://vestnik.volbi.ru/

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Гаврилюк Е. А., Шкиль О. С.
Номер журнала: 1(58) Месяц и год выхода: февраля 2022
Аннотация:

Развитие быстрыми темпами цифровизации всех сфер современной экономики актуализирует совершенствование профессиональной подготовки будущих дизайнеров в соответствии с требования представителей бизнес-структур к профессиональной цифровой компетентности специалиста дизайна. Подготовить дизайнера, владеющего цифровыми и информационными технологиями (ЦиИТ) как средством решения профессиональных задач, — приоритетное направление системы профессионального образования. В статье рассматривается проблема поиска теоретико-методологических оснований средового подхода к проектированию цифрового образовательного процесса профессиональной подготовки будущих дизайнеров. В ходе исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы было сформулировано понятие «цифровая образовательная среда» применительно к профессиональной подготовке специалистов в области дизайна. Дано описание приоритетов и принципов средового подхода к проектированию цифрового образовательного процесса подготовки дизайнеров: преемственность, системность, биопозитивность, социальная направленность, гуманизация. Выявлены требования средового подхода к проектированию цифровой образовательной среды, способствующей качественному практико-ориентированному обучению будущего специалиста дизайна: создание в вузе объектов особой инфраструктуры образовательного процесса; создание и реализация организационно-педагогических условий формирования цифровой компетентности будущих дизайнеров в решении профессиональных задач средствами ЦиИТ; соблюдение принципа непрерывности безбарьерной цифровой образовательной среды; обеспечение обучающихся современными средствами ЦиИТ в рамках учебной деятельности и обучение навыкам по их применению в решении профессиональных задач; обеспечение высокой ресурсной эффективности ЦиИТ, применяемых в образовательном процессе. Делается вывод о требованиях средового подхода к проектированию цифровой образовательной среды, способствующей качественному практико-ориентированному обучению будущего специалиста дизайн-деятельности с учетом запросов работодателей к подготовке дизайнеров, владеющих на высоком уровне профессиональными компетенциями в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова:

цифровизация, профессиональная подготовка, образовательная среда, проектирование, дизайн, цифровые и информационные технологии, средовой подход, интерактивность, интеграция, инновации

Как цитировать статью:

Шкиль О. С., Гаврилюк Е. А. Средовой подход в проектировании цифрового образовательного процесса подготовки дизайнеров // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 355—359. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.58.157.