https://vestnik.volbi.ru/

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Просин Н. С.
Номер журнала: 1(58) Месяц и год выхода: февраля 2022
Аннотация:

Жизнь постепенно возвращается в прежние рамки, и осуществление трудовой и учебной деятельности в очном режиме (после массового перехода на дистанционный формат) понемногу становится вновь возможным. В связи с этим активизируется и деятельность образовательных и научных учреждений, которые продолжают функционировать в условиях процессов глобализации и интеграции в мировое научное и образовательное пространство. Государство как регулятор общественных отношений должно выработать приоритетные направления развития и для данной сферы. В статье рассмотрены возможности международного сотрудничества России в сфере высшего образования и науки. В качестве векторов развития такого сотрудничества предложены следующие паттерны: повышение международной академической мобильности (как студентов, так и преподавателей и ученых), расширение филиальной сети российских вузов за рубежом, углубление международного цифрового образовательного сотрудничества. Академическая мобильность обеспечивает взаимодействие субъектов образовательных отношений из разных стран, что приводит к обмену опытом, конкуренции за возможность сотрудничества. Культурная, историческая и экономическая близость России с государствами бывшего СССР позволяет предположить, что филиалы отечественных высших учебных заведений было бы целесообразно продвигать именно в странах постсоветского пространства. Сотрудничество в цифровой среде представляет собой в большей степени обмен научной информацией, как между учеными, так и студентами из разных стран, который возможно осуществлять, применяя специально созданные сервисы и базы данных. Современные реалии характеризуются трансформацией межгосударственных отношений, государственной научно-образовательной политики и деятельности негосударственных акторов в условиях неоинституциональной парадигмы.

Ключевые слова:

образование, высшее образование, наука, международное сотрудничество, инновации, научно-образовательное сотрудничество, академическая мобильность, цифровое образовательное сотрудничество, филиальная сеть, научная политика

Как цитировать статью:

Просин Н. С. К вопросу о перспективных направлениях международного сотрудничества России в сфере высшего образования и науки // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 67—72. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.58.130.