https://vestnik.volbi.ru/

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Горбачева В. В., Липатов А. В., Перфильева И. В., Степанян В. М.
Номер журнала: 1(58) Месяц и год выхода: февраля 2022
Аннотация:

В процессе взаимодействия людей до 80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных, несловесных средств выражения. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального языка для взаимопонимания людей. В статье исследуются вопросы, связанные с коммуникативной компетентностью менеджера, делается акцент на важности знания норм делового общения, так как оно является основой деятельности любого руководителя, а также анализируется грамотное и адекватное употребление «языка тела». В статье выявляются, анализируются и описываются невербальные средства коммуникации в процессе делового общения менеджеров среднего и высшего звена сферы туризма и гостеприимства, определяется степень владения ими навыками невербального общения и использования их в своей профессиональной деятельности. В результате исследования авторы пришли к выводу, что для продуктивной работы менеджера очень важно обладать коммуникативной компетентностью, знать культурные нормы, разбираться в коммуникативных приемах и средствах, в том числе невербальных, уметь грамотно их использовать адекватно ситуации. Освоение навыков невербальной коммуникации служит большим подспорьем в процессе делового общения менеджеров, экономистов, предпринимателей. Знания основ невербального языка может помочь им принять правильное решение в процессе заключения сделок, успешно вести переговоры или подписывать взаимовыгодные контракты. Грамотное и адекватное употребление «языка тела» помогает произвести положительное впечатление, создать правильную самопрезентацию, когда окружающие будут воспринимать человека как уверенного в себе, компетентного, искреннего, открытого к диалогу. Инструментарий невербального языка повышает убедительность речи за счет подкрепления ее соответствующими невербальными сигналами, делает общение более доверительным. Также, зная основные сигналы лжи (почесывание кончика носа, потирание века, постоянное покашливание, прикрытие рта рукой, отведение взгляда в сторону и т. п.) и считывая их без отрыва из контекста, можно выяснить степень искренности делового партнера. Вот почему так важно осознавать значение невербальной стороны делового общения и овладевать методами использования ее на практике.

Ключевые слова:

деловое общение, невербальная коммуникация, коммуникативная компетентность, жесты, мимика, позы, канал информации, клиентоориентированность, самоменеджмент, саморефлексия, самопрезентация

Как цитировать статью:

Степанян В. М., Перфильева И. В., Липатов А. В., Горбачева В. В. Практическое применение невербальной коммуникации в процессе делового общения менеджера // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 89—93. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.58.140.