https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Субботина И. В.
Номер журнала: 1(62) Месяц и год выхода: февраля 2023
Аннотация:

Статья содержит анализ музыкального мышления у студента-музыканта в классе хорового дирижирования в контексте аксиологического подхода. Раскрыты понятия «музыкальное мышление», «художественно-образное мышление», «ценностно-смысловое отношение к содержанию произведения», составляющие совокупность формирования музыкального мышления у студента-музыканта в области музыкально-педагогического образования. В статье рассматривается эмоционально-волевая сфера с точки зрения формирования готовности будущего педагога к самостоятельному совершенствованию своих профессиональных способностей и созданию художественного образа произведения. В исследовании мы опирались на аксиологический подход к пониманию ценностно-смыслового содержания хорового произведения и формирование умения осмысленного интонационно-стилевого постижения музыки будущим педагогом-музыкантом. В сфере музыкальной педагогики музыкальное мышление — акт познания, который связан с процессом анализа и воспроизведения действительности посредством мышления. Полемика в области музыкального искусства ведется по поводу художественного познания музыки. Данной проблемой занимались как отечественные, так и зарубежные музыкальные критики и музыковеды: М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев, Н. И. Жинкин, В. В. Медушевский, А. А. Пиличяускас, С. Х. Раппопорт, Й. Бурьянек, Г. Риман и др. Автор рассматривает музыкальное мышление как процесс преобразования звуковой реальности в художественно-образную, которое связано с ценностно-смысловым содержанием художественного образа музыкального произведения в процессе работы над его исполнением в классе хорового дирижирования. Новизна и практическая значимость исследования заключаются в выявлении методов и критериев поиска художественных взаимосвязей и ценностно-смыслового понимания содержания студентом-музыкантом исполняемого произведения. В ходе исследования автор статьи определяет задачу педагога, которая кроется в поиске методов личностно-смыслового отношения студента к работе над хоровым произведением, поскольку музыкальное мышление представлено в единстве двух структур — эмоциональной и рациональной.

Ключевые слова:

музыкальное мышление, интонация, аксиологический подход, художественный образ, хоровое произведение, музыкальный язык, исполнительская деятельность, ценность, ценностно-смысловое содержание, студент-музыкант, творчество

Как цитировать статью:

Субботина И. В. Формирование музыкального мышления у студента-музыканта в классе хорового дирижирования в контексте аксиологического подхода // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 418—424. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.62.568.