https://vestnik.volbi.ru/

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Валеева Э. М., Литвак Р. А.
Номер журнала: 1(62) Месяц и год выхода: февраля 2023
Аннотация:

Данная статья посвящена уточнению понятия профессиональной деформации. Автор осуществил анализ видов и форм проявления профессиональной деформации педагога, определил спектр факторов, провоцирующих профессиональную деформацию, предлагает модель для профилактики профессиональной деформации педагогов высшей школы, определяет спектр условий для ее эффективной реализации. Модель профилактики профессиональной деформации педагога выстраивается на нормативно-законодательных документах, она включает современные требования общества. Теоретико-методологическая основа модели составлена комплексом подходов: системный, средовой, личностно-деятельностный, который является руководством к определению содержательного блока моделей и поставленной цели. Статья уделяет внимание освещению проблемы профилактики профессиональной деформации педагога. Эта проблема является востребованной в формате изменений, происходящих в российском обществе, в том числе и в сфере образования, где акцент делается на самосовершенствование как личности педагога, так и профессионала на протяжении всей его жизнедеятельности. Наряду с характеристикой и уточнением понятия «профессиональная деформация педагога» проводится сравнительный анализ таких понятий, как «эмоциональное выгорание», «синдром профессионального выгорания» и др. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить признаки профессиональной деформации, определить влияние деформации на ряд искажений в структуре самосознания личности и ее поведения, в том же ключе замечено, как изменяются ориентация педагога на ценности, мотивы и постепенно наблюдается проявление физического истощения. Главная ценность статьи заключается в выделении этапов развития профессиональной деформации и рассмотрении ее видов (личностная, трудовая, профессиональная и др.), а также в определении факторов, влияющих на ускорение ее проявления, к которым, как выявлено в процессе теоретического анализа и обобщения педагогического опыта, относятся особенности, выраженные в качествах личности, типе нервной системы, взаимоотношениях. Авторы статьи особое внимание уделили определению методов диагностики и коррекции профессиональной деформации. Содержание статьи составляют методы, позволяющие эффективно и качественно осуществлять профилактику профессиональной деформации педагога.

Ключевые слова:

профессиональная деформация, синдром профессионального эмоционального выгорания, профессиональная трансформация, профилактика профессиональной деформации, факторы деформации, вариант, адаптация, служебная деформация, депривационная деформация, методы, методы диагностики, компоненты профилактики, самокоррекция

Как цитировать статью:

Литвак Р. А., Валеева Э. М. К вопросу о понятии и профилактике профессиональной деформации педагога // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 403—408. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.62.555.