https://vestnik.volbi.ru/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БОТАНИЧЕСКОГО САДА В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Васина О. Н., Кагина Н. А.
Номер журнала: 1(62) Месяц и год выхода: февраля 2023
Аннотация:

В статье представлено теоретическое обоснование возможностей использования образовательной деятельности ботанического сада в реализации экологоориентированного профессионального образования. Авторы обосновывают позицию, согласно которой различные экологоориентированные направления образовательной деятельности ботанического сада обогащают интегрированную систему экологоориентированного профессионального образования. Однако результаты проведенного авторами анализа нормативных документов, регламентирующих профессиональное образование, свидетельствуют о крайне малом присутствии экологоориентированного и ценностно-смыслового компонентов в актуализированных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) и профессиональных стандартах (ПС). Вместе с тем, универсальный характер накопленных экологических знаний и экологических традиций ботанического сада способствует накоплению позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) студентов к Природе, другим людям и себе самому, здоровью, профессии, Отечеству, Миру в целом. Именно опыт ЭЦО определяет стратегии нравственного поведения, характер целей и мотивов взаимодействия с объектами и явлениями окружающего мира. Авторы подчёркивают, что, имея ярко выраженный эмоционально-ценностный характер, ботанический сад создаёт условия: а) для овладения профессиональной деятельностью студентом через его образовательную деятельность; б) освоения и утверждения социальных норм, правил поведения, формирования личностного опыта ЭЦО студентов к объектам и явлениям окружающего мира. При этом образовательная деятельность ботанического сада показана авторами с позиций теории контекстного образования (А. А. Вербицкий) как концептуальной основы реализации компетентностного подхода. Определены возможности становления квазипрофессиональной деятельности. Охарактеризованы особенности содержания предметного, морально-нравственного и социального контекстов профессионального образования, показан потенциал ботанического сада для реализации эколого ориентированной научно-исследовательской работы студентов.

Ключевые слова:

экологоориентированный, профессиональное образование, ботанический сад, опыт эмоционально-ценностного отношения, контекстный подход, квазипрофессиональная деятельность, образовательная деятельность, предметный контекст, социальный контекст, морально-нравственный контекст

Как цитировать статью:

Васина О. Н., Кагина Н. А. Образовательная деятельность ботанического сада в реализации экологоориентированного профессионального образования // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 240—244. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.62.505.