https://vestnik.volbi.ru/

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Ахметжанова Г. В., Емельянова Т. В.
Номер журнала: 1(62) Месяц и год выхода: февраля 2023
Аннотация:

Проблема повышенной тревожности личности занимает прочную позицию «Эпидемии XXI века» и становится одним из факторов снижения качества жизнедеятельности человека во всех ее аспектах. В полной мере это относится к образовательному процессу в вузе, где повышенная тревожность обучающихся становится причиной снижения мотивации, учебной неуспешности. В статье представлен анализ трудов российских (Р. С. Немов, А. М. Прихожан, С. Л. Соловьева и др.) и зарубежных (D. W. Grupe, K. Mogg, M. Salehi и др.) ученых по проблеме тревожности обучающихся. Это позволило раскрыть сущность понятий «тревога», «тревожность», уточнить причины их возникновения, специфические проявления в образовательном процессе. Актуализирована тенденция развития образования — организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся, рассматриваемого как предмет профессиональной педагогической деятельности и как эффективный инструмент оказания поддержки студентам со стороны педагога. Результаты анализа существующей в высшем образовании практики обнаруживают дефицит использования потенциала лекционных и практических занятий в части организации психолого-педагогического сопровождения «тревожных» студентов. Выявлено, что, при актуальности рассматриваемой проблемы, процесс психолого-педагогического сопровождения, нацеленный на снижение тревожности студентов, реализуется преимущественно в виде внеучебных корректирующих занятий. Это не соответствует возможностям образовательного процесса для снижения уровня тревожности обучающихся. Конкретизированы методы, применяемые в образовательном процессе при работе со студентами с повышенной тревожностью. Сделан вывод о необходимости дальнейшей работы по включению в учебный процесс методов, позволяющих обучающимся с повышенной тревожностью полноценно осваивать образовательную программу вуза.

Ключевые слова:

высшее образование, образовательный процесс в вузе, учебный процесс, профессиональная педагогическая деятельность, тревога, тревожность, повышенная тревожность, студенты с повышенным уровнем тревожности, психолого-педагогическое сопровождение, педагогические методы

Как цитировать статью:

Ахметжанова Г. В., Емельянова Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с повышенной тревожностью в учебном процессе // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 424—428. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.62.561.