https://vestnik.volbi.ru/

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Васина О. Н., Елфимов Р. С., Пономарева О. Н.
Номер журнала: 1(62) Месяц и год выхода: февраля 2023
Аннотация:

В статье представлены результаты исследования дидактического функционала пословиц и поговорок (П/П). Авторы излагают концепцию, согласно которой: 1) П/П (как особая форма устного народного творчества) — механизм фиксации и передачи многообразного и противоречивого (как позитивного, так и негативного) опыта эмоционально-ценностных отношений (ЭЦО) многих поколений и разных этносов; 2) П/П функционально следует рассматривать как структурные единицы, объединяющие фактуальную (буквальную, прямую) и подстрочную (образную, иносказательную) информацию. Буквальная информация в П/П — это конкретно-образные сведения (факты, «скорлупка орешка знаний»); подстрочная информация кумулирует отвлечённо-переносный смысл (суть, «ядрышко») данной пословицы или поговорки. В статье показана методика работы по включению П/П в учебное занятие. Цель применения П/П в образовательном процессе — развитие критического мышления обучающихся. Сущность предлагаемой методики — анализ текста П/П, чтобы выявить (раскрыть) на фоне фактуальной информации другую часть — концепт («ядрышко»). Обозначены и аргументированы функции пословиц и поговорок как структурных единиц развиваемого личностного опыта ЭЦО, обусловливающих их применение в условиях высшей школы при формировании универсальных компетенций (УК). В педагогическом процессе высшей школы учебный материал многих академических дисциплин возможно иллюстрировать П/П. Критерии выбора П/П: их содержание должно моделировать различные жизненные ситуации (настоящие и прогнозируемые), переживание и осмысление которых идет за счет взаимодействия эмоциональной и рациональной сторон сознания. Охарактеризованные авторами обучающая, моделирующая, развивающая, регулятивная, коммуникативная и диагностическая функции П/П проявляют себя при формировании УК и опыта ЭЦО студентов и курсантов к объектам и явлениям окружающего мира в условиях грамотной организации работы с ними.

Ключевые слова:

профессиональное образование, технологияобразования,педагогическийпроцесс,опытэмоционально-ценностного отношения, интерактивные методы, междисциплинарность, универсальные компетенции, критическое мышление, пословицы, поговорки

Как цитировать статью:

Васина О. Н., Пономарёва О. Н., Елфимов Р. С. Реализация дидактического функционала пословиц и поговорок в образовательном процессе высшей школы // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 382—385. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.62.559.