PDF: |
|
Автор(ы): |
Балабан Е. И. |
Номер журнала: |
1(62) |
Месяц и год выхода: |
февраля 2023 |
Аннотация: |
Рассмотрены вопросы, связанные с особенностями организации научно-исследовательской работы (далее — НИР) студентов 1-го и 2-го курсов, ещё не знакомых с дисциплинами по профилю специальности. Отмечено, что именно такая форма работы с учащимися является наиболее эффективной для формирования универсальных, общепрофессиональных и, в частности, исследовательских компетенций, необходимых для их будущей деятельности при стремительном развитии научно-технического прогресса. На примере опыта преподавания математических дисциплин для инженерных и экономических специальностей продемонстрировано постепенное развитие творческой активности студентов, их мотивирование к самообразованию. Дополнительные занятия в студенческом научном кружке в рамках Студенческого научного клуба дают возможность привлекать обучающихся к самостоятельным исследованиям. В качестве начальной формы работы предлагается использовать написание рефератов, рассмотреть нестандартные методы решения задач, предлагаемых на олимпиадах. Особое место в статье уделяется моделированию различных технических, экономических, социальных процессов и систем. Поиск, обработка и анализ информации при этом осуществляются с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий, что способствует формированию информационной культуры. Коллективная деятельность при разработке моделей развивает критическое мышление, коммуникационные способности учит работать в команде. Приведены примеры работ, выполненных студентами с использованием корреляционно-регрессионного анализа, на основе которых делается прогноз на будущее. В качестве другого направления возможных научных исследований рассматривается сравнительный анализ численных методов решения задач линейной алгебры и математического анализа. Отмечено, что приобретённый на младших курсах опыт самостоятельной научно-исследовательской деятельности, подготовка докладов и статей по результатам исследований способствуют развитию интереса к учёбе, помогают освоить необходимые современным специалистам компетенции. |
Ключевые слова: |
универсальные и общепрофессиональные компетенции, компетентностный подход, научно-исследовательская работа, ФГОС ВО, студенческий
научный кружок в рамках Студенческого научного клуба,
олимпиада, информационные технологии, прикладные исследования, моделирование, корреляционно-регрессионный
анализ, прогноз, численные методы |
Как цитировать статью: |
Балабан Е. И. Роль НИР студентов младших курсов технического вуза в формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 361—366.
DOI: 10.25683/VOLBI.2023.62.550. |