https://vestnik.volbi.ru/

ПЕРЕДОВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Гудяева Л. А., Прыгунова М. И.
Номер журнала: 1(62) Месяц и год выхода: февраля 2023
Аннотация:

В условиях беспрецедентных внешних рестрикций, международных санкций, вынужденной утраты устоявшихся кооперационных цепочек имеющийся научный и кадровый потенциал российской науки не только ключ к преодолению исторически сложившейся технологической зависимости страны в базовых отраслях народного хозяйства, но и скрытый резерв для формирования и развертывания принципиально новых в глобальном масштабе секторов экономики, основанных на принципах Индустрии 5.0. В этой связи одним из приоритетов государственной научно-технической политики является создание необходимых финансовых, инфраструктурных и институциональных условий для обеспечения конструктивного и долгосрочного взаимодействия академических институтов, вузов, организаций и предприятий реального сектора экономики с целью оперативного сырьевого, компонентного, технологического и продуктового импортозамещения и импортоопережения, способствующего, в конечном счете, формированию технологического суверенитета страны и суверенитета данных в приоритетных бюджетообразующих и социально-значимых отраслях. Безусловно, в сложившихся обстоятельствах целенаправленная поддержка расширения направлений подготовки и внедрения передовых форматов прикладного инженерного образования является фокусом научно-образовательной политики государства. Особую актуальность приобретает системная интеграция всех уровней инженерного образования, которая обеспечивала бы не только преемственность среднеспециального и высшего образования, но и способствовала бы формированию востребованных высокотехнологичными компаниями страны прикладных компетенций. В этой связи цель исследования состоит в комплексном анализе стартовых позиций вузов — участников новой федеральной инициативы по формированию передовых инженерных школ и перспектив социально-экономических сдвигов в региональной архитектуре научно-технологического развития на примере Республики Татарстан.

Ключевые слова:

научно-технологическое развитие, импортозамещение, импортоопережение, технологический суверенитет, суверенитет данных, передовые инженерные школы, инженерные науки, приоритетные направления, технологии, инновации

Как цитировать статью:

Гудяева Л. А., Прыгунова М. И. Передовые инженерные школы как инструмент достижения национального технологического суверенитета в контексте региональной социально-экономической повестки // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 13—19. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.62.504.