Аннотация: |
Цель данной статьи — обосновать альтернативный подход к принятию стратегических решений о выводе на рынок новых транспортных услуг (продуктовых инноваций). В основу положена многофакторная интеллектуальная модель качества проектируемых услуг. Она позволяет учесть не только количественные, но и качественные показатели в их взаимосвязи, обеспечивая требуемое качество транспортных услуг при проектировании. Применение модели проиллюстрировано примерами принятия решений о развитии пассажирского транспорта общего пользования в городских агломерациях. Переход к проектированию транспортных услуг с учётом критериев клиентоориентированности как ключевых показателей качества, в отличие от традиционного инженерно-экономического проектирования инфраструктуры транспортного машиностроения, позволяет исключить или ослабить влияние негативных факторов, неустранимых на стадии оказания услуг без пересмотра ранее принятых решений. Методологической основой для построения модели послужили современные подходы к управлению качеством и операционным менеджментом. Проведён опрос, подтверждающий рабочую гипотезу о необходимости учитывать при разработке новых транспортных услуг инновации, которые вызывают наиболее высокую степень удовлетворенности от их применения для пассажиров. При разработке модели использованы современные методы и инструменты математики и системотехники. Статья содержит постановку задачи для дальнейшего компьютерного моделирования и оптимизации на основе современных информационных технологий (в том числе на базе методов анализа больших данных и машинного обучения). Для апробации предлагаемой модели и верификации полученных результатов использованы данные о новых услугах, введённых для пассажиров городского общественного транспорта. |
Ключевые слова: |
транспортная услуга, многофакторная
модель, мультикритериальная оптимизация, технологическая инновация, бизнес-процессы, пассажирский транспорт,
транспортная инфраструктура, анализ больших данных,
транспортное машиностроение, локализация производства |