https://vestnik.volbi.ru/

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СВЕТЕ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Дрондин А. Л.
Номер журнала: 1(66) Месяц и год выхода: февраля 2024
Аннотация:

В апреле 2022 г. решением Болонской группы было приостановлено представительство России во всех структурах Болонского процесса. Тем самым завершилась растянувшаяся почти на 20 лет попытка отечественного образования жить по правилам, выработанным западноевропейским академическим сообществом. Обратного включения нашей страны в Болонский процесс в ближайшее время ждать не приходится, сама полезность данного включения для качества отечественного образования требует осмысления. Немаловажным условием данного осмысления является взвешенный и сбалансированный анализ приобретений и потерь, сопровождавших российское высшее образование в период присоединения к Болонскому процессу. В настоящей статье рассмотрены актуальные аспекты переоценки тех оснований образования, которые были заложены в основу изменения образовательных систем в рамках действия Болонского процесса. Переоценка обусловлена выходом России из Болонского процесса. К ключевым аспектам переосмысления ценностей европейского образования относятся: двухуровневая система образования, компетентностный подход, оценка качества высшего образования. Рекомендации автора направлены на нахождение баланса между западными и традиционными российскими наработками высшей школы. Во-первых, автор присоединяется к вариативному подходу в вопросе выбора вузами модели высшего образования. Во-вторых, автор относит к положительным последствиям нахождения России в Болонском процессе внедрение компетентностного подхода, что способствовало приближению результатов обучения к требованиям рынка труда. В-третьих, автор призывает к более активному вовлечению в оценку качества высшего образования, наряду с государственными органами, всех стейкхолдеров высшей школы, и прежде всего работодателей.

Ключевые слова:

высшее образование, Болонский процесс, качество образования, двухуровневая система образования, мобильность обучающихся, академическое сообщество, рынок труда, работодатели, оценка качества образования, компетентностный подход

Как цитировать статью:

Дрондин А. Л. Актуальные аспекты отечественной высшей школы в свете выхода России из Болонского процесса // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 1(66). С. 255—259. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.66.875.