https://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ УЧЕБНОГО СТРЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Пахарева А. П., Родичкин П. В.
Номер журнала: 1(66) Месяц и год выхода: февраля 2024
Аннотация:

В статье рассмотрена актуальная социально значимая научная задача нейтрализации вероятностного проявления стресс-реакции организма студентов высшей школы, от негативного воздействия которой отставленным аккумуляционным эффектом может дестабилизироваться полноценная подготовка будущего профессионала страны; относительно долговременный выброс адреналина в кровь может нанести также ущерб здоровью, полноценной рождаемости — в России непрерывно растет число детских патологий. Проблемная ситуация обусловлена тем, что стресс при учебе в вузе всегда присутствует у студентов, это объективный факт. Вместе с тем научные изыскания ученых, нашедшие воплощение во множестве методик, не стали «универсальной панацеей» для существенного снижения воздействия стресса. Дальнейшая разработка всё новых модернизированных методик должна послужить объемным накопительным перевесом к благоприятной ситуации. Задачами работы являлись: изучение состояния вопроса и определение наиболее действенных средств физической культуры, способствующих профилактике и нейтрализации учебного стресса студентов; разработка комплексной методики профилактики учебного стресса в современной высшей школе средствами физической культуры и проверка ее эффективности в педагогическом формирующем эксперименте. Теоретико-методологическую базу составили преимущественно концепции современной дидактики и педагогической психологии, основ спортивной тренировки. Основными методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение; логической обработки информации; ретроспективный анализ; биохимический экспресс-метод; педагогическое наблюдение; беседа; квалиметрия; тестирование; математическая статистика; педагогический эксперимент. Ретроспективным анализом доминирующей двигательной активности лучших выпускников вуза 2018—2022 гг. выпуска корреляционным анализом Бравэ—Пирсона выявлена значимость занятий спортивными играми (r = 0,82). Разработанное комплексное эмоционально насыщенное упражнение с баскетбольным мячом с задействованием когнитивных заданий по данным биохимической экспресс-диагностики сахара в моче достоверно снизило воздействие стресс-фактора на обучающихся. При этом достоверно повысился рейтинг по системе moodle, а главное — снизилось количество пропусков занятий по критерию «количество пропусков / заболевание». Это свидетельствовало о релевантности искомых средств и критериев профилактических воздействий.

Ключевые слова:

высшая школа, студент, учебный стресс, профилактика, здоровье, физическая культура, двигательная активность, рейтинг, комплексное упражнение, когнитивное задание, методика

Как цитировать статью:

Родичкин П. В., Пахарева А. П. Методика профилактики учебного стресса в современной высшей школе средствами физической культуры // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 1(66). С. 316—321. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.66.884.