PDF: |
|
Автор(ы): |
Широких А. Ю. |
Номер журнала: |
1(66) |
Месяц и год выхода: |
февраля 2024 |
Аннотация: |
В статье рассматриваются вопросы обучения средствам эпистемической модальности, понимаемой как основа успешной коммуникации и средство социальной адаптации и взросления личности. Гипотезой исследования послужил тезис о том, что существует ряд причин низкой частотности эпистемических маркеров в речи студентов. Автор рассматривает различные классификации средств эпистемической модальности с лингвистической и прагматической точек зрения. Рассмотренные классификации легли в основу разработки модели подготовки преподавателем занятий по иностранному языку. В статье дано описание прагматических, лингвистических и экстралингвистических факторов для отбора языкового материала и разработки заданий для работы в аудитории. Сделан вывод о том, что средства эпистемической модальности могут применяться на любом уровне языковых умений. Автором проведен опрос среди студентов неязыковых специальностей, подтверждающий низкую «популярность» языковых средств, функционально предназначенных для выражения вероятности (предположительности) и достоверности. Опрос также показал отсутствие достаточного количества синонимов известных студентам эпистемических маркеров. Среди причин, влияющих на частотность употребления средств эпистемической модальности, автор называет низкий словарный запас студентов, экзистенциальные установки русскоязычного учебного дискурса и социокультурные реалии современной школы. Исходя из потенциальной реактивности любого высказывания, предложены варианты учебной работы по запоминанию и употреблению в речи данных единиц. Сделан вывод о необходимости пересмотра учебных программ по иностранному языку на основе антропоцентрического подхода, который предполагает фокус на личностном высказывании и критическом осмыслении действительности. Верификация фактов на основе собственного мнения в речи будущих специалистов поможет воспитать социально зрелых и коммуникативно деятельных специалистов. |
Ключевые слова: |
эпистемический маркер, модус, пропозиция, прагматические функции, единицы речи, достоверность, оценка, вероятность, частотность вербализации, опрос, учебный дискурс, социализация личности |
Как цитировать статью: |
Широких А. Ю. Обучение средствам эпистемической модальности как средство развития социально
значимых качеств личности // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 1(66). С. 399—406. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.66.899. |