https://vestnik.volbi.ru/

ПРОБЛЕМА УЧЕБНОГО СТРЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПУТЬ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Пахарева А. П., Родичкин П. В.
Номер журнала: 1(66) Месяц и год выхода: февраля 2024
Аннотация:

В статье аккомодирована проблема учебного стресса в высшей школе: с одной стороны, аспекты учебного стресса широко рассматриваются авторами разного профиля и представлены множественными микромодулями повышения резистентности; с другой стороны, — возможностям коррекции уровня стресса средствами физической культуры с позиций главной формы содержания, вызывающей базовую первопричину, уделено мало внимания, хотя, как бы попутно, и отмечается ее положительное влияние. Целью работы являлось изучение и конкретизация положений взаимосвязи учебного стресса обучающихся высшей школы с базовым контентом неспецифического компонента резистентности их организма в пролонгированном периоде учебы, начиная со школы, и верификацией гипотезы в педагогическом эксперименте. Задачами исследования являлись: изучение положения воздействия учебного стресса на физическое состояние студентов; обоснование экспериментальной программы заблаговременного накопления потенциала общей выносливости у обучающихся в пролонгированном периоде учебы до поступления в вуз и проверка ее эффективности в педагогическом эксперименте. Теоретико-методологическую базу составили теории: адаптации (Г. Селье; Ф. З. Меерсон; Б. В. Ендальцев); основ спортивной тренировки (Л. П. Матвеев; И. Н. Решетень; С. М. Ашкинази; Б. А. Карпушин); спорта (А. А. Сидоров; Ю. В. Верхошанский; Ж. К. Холодов; В. С. Кузнецов); тестов (Л. П. Евсеева; Р. М. Кадыров). Основными методами научного познания являлись: теоретический анализ и обобщение; тестирование; кибернетический анализ ритма сердца (ИПП-01Ц); метод «накопления»; статистическая обработка результатов; педагогический эксперимент. Применение разработанной методики, предполагающей преимущественное накопительное развитие базы общей выносливости у обучающихся средствами разъяснительной работы и туристических походов в рекреационной форме реализации, значительно фактически повысило как непосредственно аэробный механизм их возможностей, так и степень резистентности к воздействию стресс-фактора. Педагогическим пролонгированным экспериментом, реализованным за 2 года до окончания средней общеобразовательной школы № 356 Московского района г. Санкт-Петербурга на 20 учащихся, установлено, что у 12 из них, поступивших в вуз, достоверно прогрессирует толерантность к воздействию учебного стресса, по сравнению с представителями контрольной группы.

Ключевые слова:

обучающиеся, высшая школа, учебный стресс, психофизическое состояние, здоровье, работоспособность, комплексные средства, средняя общеобразовательная школа, неспецифический компонент работоспособности, упреждающая адаптация, заблаговременное накопление

Как цитировать статью:

Родичкин П. В., Пахарева А. П. Проблема учебного стресса в высшей школе и вероятностный путь ее разрешения средствами физической культуры // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 1(66). С. 260—267. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.66.876.