https://vestnik.volbi.ru/

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Цибульникова В. Е.
Номер журнала: 2(47) Месяц и год выхода: мая 2019
Аннотация:

Статья посвящена раскрытию одной из ключевых пе‑ дагогических проблем современной системы общего обра‑ зования — аксиологическому осмыслению профессиональ‑ ной деятельности руководителей общеобразовательных организаций. С одной стороны, стиль и характер управ‑ ленческой деятельности как система стратегий и так‑ тик поведения напрямую зависит от системы жизненных ценностей, мотивационной сферы руководителя школы и уровня его самосознания. С другой стороны, для стра‑ тегии развития общеобразовательной организации необ‑ ходимо создать организационную культуру школы, включа‑ ющую ценностно‑смысловое ядро, традиции, установки, убеждения и систему ценностных ориентаций членов пе‑ дагогического коллектива. Автором обоснована целостная методологическая си‑ стема ценностно‑ориентированного управления педаго‑ гическим коллективом общеобразовательной организации, включающая аксиологический, системный, системно‑деятельностный, человекоцентристский, акмеологический, опережающий, нормативно‑правовой, мотивационный и проблемно‑функциональный подходы. Определены осо‑ бенности сформированности компонентов готовности руководителей общеобразовательных организаций к осу‑ ществлению ценностно‑ориентированного управления педагогическим коллективом школы и трансляции цен‑ ностно‑ориентированного стиля руководства. Выявлен тип руководителей школ, нацеленных на осуществление ценностно‑ориентированной управленческой деятель‑ ности, чья профессиональная направленность соответ‑ ствует ценностно‑смысловому ядру организационной культуры, отражающему систему ценностей, убежде‑ ний и традиций педагогического коллектива школы. Определены уровни сформированности компонентов го‑ товности руководителей общеобразовательных органи‑ заций к осуществлению ценностно‑ориентированного управления педагогическим коллективом по ценностно‑це‑ левому, мотивационному, организационному, процессуаль‑ ному, технологическому и рефлексивному показателям. Установлены базовый, репродуктивный, продуктивный и креативный уровни готовности руководителей общеоб‑ разовательных организаций к реализации ценностно‑ори‑ ентированного управления.

Ключевые слова:

ценности, педагогический коллектив, убеждения, призвание, система жизненных ценностей, общеобразовательная организация, ценностно‑смысловое ядро, методологическая система, ценностно‑ориентированное управление, ценностно‑ориентированный стиль руководства, организационная культура.

Как цитировать статью:

Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированное управление педагогическим коллективом общеобразовательной организации // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 429–434. DOI: 10.25683/ VOLBI.2019.47.205.