PDF: |
|
Автор(ы): |
Шадрина Л. Г. |
Номер журнала: |
2(47) |
Месяц и год выхода: |
мая 2019 |
Аннотация: |
Настоящая статья раскрывает актуальность про‑ блемы развития речи‑рассуждения у детей старшего до‑ школьного возраста, степень изученности проблемы, цель исследования, теоретическую и практическую значимость работы. Автор приводит краткую характеристику мо‑ нологической формы речи, а также такого типа выска‑ зывания, как рассуждение, раскрывает особенности уме‑ ний дошкольников рассуждать на разные темы, ссылаясь на данные обследования детей. Представляет интерес предлагаемая автором диагностика выявления у детей старшего дошкольного возраста умений рассуждать и доказывать, а также критерии оценки детских выска‑ зываний. Согласно результатам обследования старших дошкольников, на констатирующем этапе преобладающий уровень умений рассуждать у детей средний. Дети за‑ труднялись в выделении аргументов в пользу заявленного тезиса и в оформлении высказывания: не могли правильно начать объяснение, сделать вывод. Статья раскрывает основные этапы и направления работы по развитию связной монологической речи‑рас‑ суждения в дошкольном возрасте. Основным положением своей методики автор считает воспитание лингвистиче‑ ского отношения к речи и формирование элементарного осознания особенностей текста‑рассуждения детьми до‑ школьного возраста: его назначения, структурных особен‑ ностей, лексико‑грамматического оформления. Для реали‑ зации поставленных задач использовались такие приемы, как определение темы рассуждения, пропуск частей рас‑ суждения, моделирование его структуры и многое другое. Важным условием эффективности проведенной работы автор признает взаимодействие с родителями, раскрыва‑ ет этапы такого взаимодействия, содержание каждого этапа. Анализ результатов контрольного обследования показал, что существенные изменения произошли в умении рассуждать у дошкольников в экспериментальной группе. |
Ключевые слова: |
связная речь, текст, рассуждение,
целостность текста, структура текста, лексико‑грамматическое оформление, этапы обучения, проблемные ситуации, редактирование текстов‑рассуждений, модель тек‑
ста‑рассуждения, работа с родителями. |
Как цитировать статью: |
Шадрина Л. Г. Формирование у старших дошкольников элементарных представлений об особенностях текста-рассуждения // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 440–444. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.208. |