PDF: |
|
Автор(ы): |
Королева И. Б., Светник Т. В. |
Номер журнала: |
2(47) |
Месяц и год выхода: |
мая 2019 |
Аннотация: |
Грамотный специалист в области экономики и управ‑ ления должен владеть современными инструментами и методами менеджмента промышленных предприятий, иметь soft skills (гибкие навыки): критическое мышление, креативность, умение работать в группах, создавать про‑ екты, взаимодействовать с клиентами. При подготовке бакалавров в данной сфере этому должно способствовать изучение курса «Менеджмент». Выдвинута гипотеза: успешное освоение компетенций, предусмотренных новым стандартом ФГОС 3++, возможно путем использования метода рефлексии. В практической управленческой деятель‑ ности и в вузах данному методу уделяется недостаточное внимание. Это объясняется, на взгляд авторов, сложно‑ стью его использования, отсутствием знаний и неготов‑ ностью преподавателей вузов к освоению метода, недо‑ оценкой возможностей рефлексии. Сказывается привер‑ женность менеджеров и преподавателей к использованию hard skills — прямых профессиональных навыков и умений работать в строгом соответствии с устоявшимися сте‑ реотипами. При решении нестандартных проблем ме‑ неджмента приемы hard skills не работают. В статье показано, что особенно отчетливо необходимость ис‑ пользования метода рефлексии проявляется в ситуациях затруднения, когда возникают проблемы, не имеющие на первый взгляд решения. Приведена схема рефлексии в ра‑ боте менеджера с ситуацией затруднения, использование которой целесообразно при освоении метода. Описана его техника как совокупность средств и способов перехода из одной рефлексивной позиции в другую. Показано, что бо‑ лее высокий уровень постижения метода и развития спо‑ собностей к коллективной рефлексии наиболее полно дости‑ гается в организационно‑деятельностных играх. На приме‑ ре из практики поведения игр авторами описаны некоторые результаты, демонстрирующие преимущества использова‑ ния методологии коллективной мыследеятельности. |
Ключевые слова: |
менеджмент, менеджер, рефлексия,
soft skills, hard skills, рефлексивная позиция, техника рефлексии, организационно‑деятельностная игра, коллективная мыследеятельность. |
Как цитировать статью: |
Светник Т. В., Королева И. Б. Метод рефлексии в обучении менеджменту на программах бакалавриата // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 355–361. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.261. |