PDF: |
|
Автор(ы): |
Куминова И. И., Любимов М. Л., Мокс А. А. |
Номер журнала: |
2(47) |
Месяц и год выхода: |
мая 2019 |
Аннотация: |
Данная статья посвящена тьюторскому сопровожде‑ нию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — с ОВЗ) в условиях дополнительного образования. Авторы делают акцент на социальной составляющей в деятельности ассистента. Практическими примерами авторы подчеркивают важность расширения функции ассистента в условиях образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования, из‑за частых ситуаций, при которых необходимо выстра‑ ивать контакты с окружающими людьми как ассистенту, так и ребенку с ОВЗ. В статье представлен обзор разрабатываемой Моде‑ ли организационных форм и технологий социального асси‑ стирования (тьюторства) для развития и обучения детей с ОВЗ, а именно для детей с нарушениями зрения, опор‑ но‑двигательного аппарата, слуха и речи. Социальное ас‑ систирование в данной Модели предполагает использова‑ ние следующих технологий: диагностика (социокультурная и речевая); консультирование; разработка социально‑куль‑ турного маршрута (с использованием приема вопрошания), разработка глоссария. В Модели предложен диагностический инструмента‑ рий и разработан подход, с помощью которого специалист, сопровождающий особого ребенка, должен обеспечить эффективность своих действий. Ассистент, сопровождающий ребенка с ОВЗ, должен не только знать его особен‑ ности, но и быть компетентным в анализе механизмов вос‑ приятия, внимания, памяти, воли, эмоций, возможностей такого ребенка. Опираясь на эти психические функции и процессы, ассистент должен уметь строить свою ра‑ боту на основе постоянной коммуникации с обучающимся с ОВЗ в условиях инклюзивной среды, выбирая тот способ коммуникации, который позволяет ребенку быть вклю‑ ченным в ситуации повседневной бытовой жизни, быть успешным в образовательном процессе. Главное отличие социального ассистента для обучающегося с ОВЗ от ас‑ систента (помощника) в условиях образовательной ор‑ ганизации состоит в особой профессиональной позиции, которая частично и качественно интегрирует функции ассистента и тьютора, необходимые для таких детей. |
Ключевые слова: |
дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, речевое развитие, социализация, тьютор, тьюторское сопровождение,
социальный ассистент, социально‑педагогическое сопровождение, предоставление услуг ассистента (помощника),
социальное ассистирование, альтернативная коммуникация, ассистивные технологии. |
Как цитировать статью: |
Любимов М. Л., Куминова И. И., Мокс А. А. Технологии ассистирования и тьюторства в си-
стеме дополнительного образования при работе с детьми с ОВЗ // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 399–409.
DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.257. |