https://vestnik.volbi.ru/

УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Борисова В. В., Романов В. А., Руднева Л. В.
Номер журнала: 2(47) Месяц и год выхода: мая 2019
Аннотация:

В статье раскрываются вопросы моделирования про‑ цесса укрепления физического и психического здоровья де‑ тей дошкольного возраста средствами туризма. Целесо‑ образность использования элементов туризма в процессе физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении с детьми данного возраста, по мнению отече‑ ственных педагогов, заключается в том, что разнообраз‑ ные виды ходьбы, бега выступают основным средством передвижения по разработанному маршруту и потому не воспринимаются детьми как специальные упражнения, выполняемые с какой‑либо целью. При этом двигательная деятельность происходит в условиях игры и при нали‑ чии различных отвлекающих факторов, что не позволя‑ ет детям сосредоточиться на своих физических усилиях. Все это способствует поддержанию физической работо‑ способности на протяжении всего занятия, что важно для повышения уровня функционального состояния детей. Авторами представлены психолого‑педагогические ус‑ ловия применения элементов туризма в процессе физиче‑ ского воспитания детей в условиях дошкольного образова‑ тельного учреждения и определены основные компоненты модели оздоровления детей старшего дошкольного возрас‑ та средствами туризма, к которым отнесены: цель, осно‑ вополагающие ориентиры, принципы, условия, этапы ор‑ ганизации педагогической деятельности, функции, формы, методы, психологические и педагогические условия, крите‑ рии оценки, предполагаемый результат деятельности. Детально рассмотрены основополагающие ориентиры педагогической деятельности в работе с детьми 6‑7‑лет‑ него возраста средствами туризма, такие как: формиро‑ вание игрового и двигательного опыта, развитие физиче‑ ских качеств ребенка при обучении различным способам передвижения и преодоления препятствий, простейшей вязки туристических узлов и выполнения упражнений с предметами, умениям выполнять специальные двига‑ тельные задания и адаптированные упражнения тури‑ стского многоборья; укрепление сердечно‑сосудистой и дыхательной систем организма при проведении занятий на открытом воздухе в осенний, зимний и весенний периоды. В качестве основы изучения физической подготовленно‑ сти детей авторами были использованы стандартизирован‑ ные диагностические методики, например бег 30 м, прыжок в длину с места, бег 300 м, челночный бег 3×5 м, тест на ори‑ ентацию в пространстве. В ходе реализации эксперименталь‑ ной модели установлено ее положительное влияние на укре‑ пление физического и психического здоровья дошкольников.

Ключевые слова:

двигательная активность, дети старшего дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение, моделирование процесса, модель оздоровления, педагогические условия, психическое здоровье, физическое здоровье, элементы туризма.

Как цитировать статью:

Руднева Л. В., Романов В. А., Борисова В. В. Укрепление физического и психического здоровья дошкольников средствами туризма: моделирование процесса // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 348–355. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.218.