PDF: |
|
Автор(ы): |
Карпенкова И. В., Леонова И. В. |
Номер журнала: |
2(47) |
Месяц и год выхода: |
мая 2019 |
Аннотация: |
Статья посвящена проблеме профессиональной помо‑ щи, комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с РАС (расстройствами аутистического спектра), а также особенностям развития функциональной комму‑ никации в группе. В решении данной задачи ключевую роль играет тьютор, от уровня компетентности которого за‑ висит успешность освоения ребенком тех или иных навыков. Анализ современного педагогического опыта показал, что существует серьезное расхождение между теорети‑ ческими требованиями, предъявляемыми всей системе тью‑ торского сопровождения, и реальным пониманием классных руководителей и воспитателей тьюторского действия. Актуальность данного исследования определяется не‑ достаточной научной разработанностью проблемы тью‑ торского сопровождения в системе школьного и дошколь‑ ного воспитания детей с РАС. Цель исследования заключается в теоретическом обо‑ сновании использования выявленных стратегий взаимодействия с ребенком, имеющим РАС, в процессе тьютор‑ ского сопровождения в группе с применением функцио‑ нальной коммуникации. В ходе исследования был использован комплекс методов: теоретический анализ научно‑методической, психолого‑пе‑ дагогической литературы; статистическая обработка экспериментальных данных. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе были определены основные те‑ оретические и методологические основания для определения проблемы, на втором — особенности организации тьютор‑ ского сопровождения детей с РАС и эффективные страте‑ гии развития навыков функциональной коммуникации. В процессе исследования были определены специфиче‑ ские тьюторские компетенции в сфере сопровождения ре‑ бенка с РАС, представлены содержание и формы обучения и супервизионной поддержки тьюторов, определена специфика профессиональной деятельности тьютора, обозна‑ чены методические подходы и рекомендации по развитию функциональной коммуникации у детей с РАС. Эти подхо‑ ды могут быть с успехом использованы классными руко‑ водителями и воспитателям в процессе игровой и учебной деятельности в детском коллективе. В результате исследования удалось описать и структу‑ рировать приемы работы тьютора, участвующего в ком‑ плексной реабилитации ребенка с РАС, охарактеризовать и раскрыть роль тьютора в групповых формах работы. Проведен анализ процесса развития функциональной комму‑ никации и ее специфики у детей с РАС. Предложена рабо‑ чая модель по формированию тьютором коммуникативных навыков детей с РАС на групповых занятиях в структуре комплексной реабилитации. Авторами обосновывается идея системы обучения и методической поддержки тьюторов, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе овладения им коммуникативными навыками, осо‑ бое внимание уделено активному использованию невербаль‑ ных средств коммуникации. Тьютор может оказать мето‑ дическую и другую помощь в тьюторском сопровождении детей с РАС классным руководителям и воспитателям. На основании структурного анализа работы состав‑ лены методические рекомендации и обоснована необходи‑ мость повышения квалификации классных руководителей, воспитателей, тьюторов, работающих с детьми с РАС. |
Ключевые слова: |
тьюторское сопровождение, классный руководитель, воспитатель, функциональная коммуникация, аутизм, расстройства аутистического спектра
(РАС), повышение квалификации, комплексный подход,
тьютор, альтернативная и дополнительная коммуникация, инклюзия, социально‑коммуникативные навыки, реабилитация и социальная адаптация детей с РАС. |
Как цитировать статью: |
Леонова И. В., Карпенкова И. В. Эффективные стратегии тьюторского сопровождения классным руководителем и воспитателем детей с РАС, способствующие развитию у них функциональной коммуникации //
Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 375–388. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.201. |