https://vestnik.volbi.ru/

РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Бобкова С. Н., Налобина А. Н., Потатуев Н. И.
Номер журнала: 2(51) Месяц и год выхода: мая 2020
Аннотация:

Нарушение развития интеллекта у детей — одна из самых распространенных патологий. У таких детей адаптационные возможности ниже, чем у практически здоровых детей. Цель исследования: оценить воздействие коррекционно-развивающих игр на развитие адаптационных возможностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями развития интеллекта на уроках физической культуры в условиях инклюзивного образования. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы поселка Совхоз им. Ленина с инклюзивным образованием. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная по 20 человек в каждой (по 10 мальчиков и 10 девочек), средний возраст которых составлял (9,56 ± 1,34) года. Оценивалась адаптация к физическим нагрузкам с помощью программно-аппаратного комплекса анализа вариабельности сердечного ритма на базе электрокардиографической системы KARDi 2. Обследование проводилось дважды — в начале и в конце исследования. Эксперимент длился три месяца. Дети контрольной группы занимались по стандартной школьной программе (Лях, Зданевич). Уроки физической культуры, проводимые с детьми экспериментальной группы, базировались на программе Ляха В. И. и Зданевича А. А. (2018), но были адаптированы в соответствии с теми нозологиям, которые имели обучающиеся. Занятия проходили три раза в неделю по 45 мин. По результатам констатирующего исследования вариабельности сердечного ритма 75 % детей обеих групп находились в зоне функционального напряжения и 25 % — в зоне нормы. Включение адаптированных коррекционно-развивающих игр на уроках физической культуры оказалось эффективным и оказало положительное влияние на развитие адаптационных возможностей у детей экспериментальной группы. Так, количество детей контрольной группы, перешедших в зону нормы функционального состояния, составило 5 %, а в экспериментальной — 25 %.

Ключевые слова:

нарушение развития интеллекта, адаптационные возможности, коррекционно-развивающие игры, вариабельность сердечного ритма, уроки физической культуры, инклюзивное образование, младшие школьники, адаптация, вегетативная регуляция, сердечно-сосудистая система, сельская школа.

Как цитировать статью:

Потатуев Н. И., Бобкова С. Н., Налобина А. Н. Развитие адаптационных возможностей у младших школьников с нарушением развития интеллекта на уроках физической культуры // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 319–323. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.227.