Аннотация: |
Нарушение развития интеллекта у детей — одна из самых распространенных патологий. У таких детей адаптационные возможности ниже, чем у практически здоровых детей. Цель исследования: оценить воздействие коррекционно-развивающих игр на развитие адаптационных возможностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями развития интеллекта на уроках физической культуры в условиях инклюзивного образования. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы поселка Совхоз им. Ленина с инклюзивным образованием. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная по 20 человек в каждой (по 10 мальчиков и 10 девочек), средний возраст которых составлял (9,56 ± 1,34) года. Оценивалась адаптация к физическим нагрузкам с помощью программно-аппаратного комплекса анализа вариабельности сердечного ритма на базе электрокардиографической системы KARDi 2. Обследование проводилось дважды — в начале и в конце исследования. Эксперимент длился три месяца. Дети контрольной группы занимались по стандартной школьной программе (Лях, Зданевич). Уроки физической культуры, проводимые с детьми экспериментальной группы, базировались на программе Ляха В. И. и Зданевича А. А. (2018), но были адаптированы в соответствии с теми нозологиям, которые имели обучающиеся. Занятия проходили три раза в неделю по 45 мин. По результатам констатирующего исследования вариабельности сердечного ритма 75 % детей обеих групп находились в зоне функционального напряжения и 25 % — в зоне нормы. Включение адаптированных коррекционно-развивающих игр на уроках физической культуры оказалось эффективным и оказало положительное влияние на развитие адаптационных возможностей у детей экспериментальной группы. Так, количество детей контрольной группы, перешедших в зону нормы функционального состояния, составило 5 %, а в экспериментальной — 25 %. |
Ключевые слова: |
нарушение развития интеллекта,
адаптационные возможности, коррекционно-развивающие
игры, вариабельность сердечного ритма, уроки физической
культуры, инклюзивное образование, младшие школьники,
адаптация, вегетативная регуляция, сердечно-сосудистая
система, сельская школа. |