PDF: |
|
Автор(ы): |
Верхотурова Ю. А., Донгаузер Е. В., Ясинских Л. В. |
Номер журнала: |
2(51) |
Месяц и год выхода: |
мая 2020 |
Аннотация: |
В статье рассматриваются вопросы развития у младших школьников эстетической оценки произведений искусства как основы формирования ценностных ориентиров личности в контексте утверждающейся в педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательных парадигм. Обоснованы целесообразность и значимость темы с государственной позиции, ориентирующей образование на создание среды, «питающей и растящей» личность, развитие которой не сводится к формированию когнитивно-операционного опыта, а предполагает обогащение содержания человеческой субъективности: чувств, эмоций, ценностей. Определено, что эстетическая оценка произведений искусства у младших школьников характеризуется наличием способности чувствовать, понимать и оценивать красоту произведений искусства в эстетических суждениях; испытывать потребность общения с произведениями искусства. Проведен психолого-педагогический анализ научной литературы по вопросу исследования, в ходе которого выявлены структурные компоненты эстетической оценки произведений искусства у младших школьников, включающие эмоциональный, познавательный, деятельностный компоненты. Выделенные структурные компоненты эстетической оценки произведений искусства у младших школьников — взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодополняющие элементы единой системы, предполагающей ценностно-смысловое восприятие искусства и потребность общения с ним. Определены показатели, характеризующие компоненты эстетической оценки произведений искусства у младших школьников, и диагностирующий инструментарий. На констатирующем этапе исследования был определен исходный уровень развития эстетической оценки произведений искусства у младших школьников. По итогам анализа результатов констатирующего этапа исследования была разработана модель развития эстетической оценки произведений искусства у младших школьников, определена последовательность этапов, разработано содержание и выделены методы ее развития соответственно каждому этапу. Специфика и ценность темы исследования заключается в раскрытии общих законов восприятия детьми младшего школьного возраста произведений искусства на основе полихудожественного подхода. |
Ключевые слова: |
эстетическая оценка, младшие школьники, полихудожественный подход, деятельностный подход, проблематизация, эмоциональный тон, эмоции искусства, эстетические суждения, средства художественной
выразительности, педагогическая модель. |
Как цитировать статью: |
Ясинских Л. В., Донгаузер Е. В., Верхотурова Ю. А. Развитие эстетической оценки произведений искусства у детей младшего школьного возраста // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 392–397.
DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.269. |