PDF: |
|
Автор(ы): |
Плаксина И. В. |
Номер журнала: |
2(51) |
Месяц и год выхода: |
мая 2020 |
Аннотация: |
Статья раскрывает опыт реализации экопсихологической модели становления субъекта учебной деятельности В. И. Панова. Модель представляет собой последовательное прохождение этапов: этап перцептивных действий, этап подражательных действий, этап репродуктивных действий, этап продуктивных действий, этап рефлексивных действий и действий внешнего контроля, этап продуктивной творческой деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования с привлечением релевантной цели исследования методики на выборке учащихся 5, 7, 8, 10, 11 классов (N = 136), которые указывают, что достижение этапа продуктивной творческой деятельности, для которого характерна полноценная способность к саморазвитию, происходит только для 10—20 % учащихся. Отмечено, что на этапе обучения в 10—11-м классах происходит возврат к репродуктивным видам учебной деятельности. Полученные результаты иллюстрируют актуальное противоречие образовательной практики: Федеральные государственные образовательные стандарты определяют целью образования развитие учащихся как субъектов учебной деятельности, однако формат контроля результатов обучения в виде ЕГЭ актуализирует репродуктивную учебную деятельность. Отмечено, что технологии обучения воспроизводят содержание соответствующей научной области без учета закономерностей психического развития ребенка. Показано, что экопсихологическая модель инвариантна по отношению к предметному содержанию учебной дисциплины, поэтому может служить психодидактическим основанием для разработки и апробации педагогических технологий, учитывающих как дидактические, так и психологические цели обучения. Наполнение экопсихологической психодидактической модели учебным содержанием выполнено с опорой на таксономию универсальных учебных целей Б. Блума: узнавание, понимание, применение, анализ содержания, оценка, синтез. Представлены психодидактические модели обучения, апробированные в рамках курса «Основы педагогики и психологии» для учащихся профильного психолого-педагогического 10-го класса и учебного модуля «Евразия» по курсу «Страноведение» для учащихся 7-го класса МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира. |
Ключевые слова: |
субъектность, субъект учебной деятельности, универсальные учебные действия, экопсихологическая
модель становления субъекта, стадии становления субъектности, таксономия учебных целей, психодидактическая модель обучения, технологии обучения, обучение действием. |
Как цитировать статью: |
Плаксина И. В. Технологический аспект реализации экопсихологической модели становления
субъекта учебной деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 350–355. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.208. |