PDF: |
|
Автор(ы): |
Устюжанин В. Л. |
Номер журнала: |
2(51) |
Месяц и год выхода: |
мая 2020 |
Аннотация: |
В статье исследуется феномен устойчивой конкурентоспособности компаний. За последние тридцать лет многие фирмы, занимавшие лидирующее положение на своем рынке, прекратили существование (пример — Nokia). Вместе с тем опыт успешных компаний, перешагнувших столетний рубеж и сохранивших статус ведущих игроков своих отраслей (таких как Ford, Boeing, IBM, Pfizer, Aldi), позволяет утверждать, что данная тенденция неоднозначна. На основе исследования 30 компаний из пяти отраслей деятельности выявлены наиболее типичные точки бифуркации, определены и классифицированы факторы, порождающие возникновение состояний бифуркаций. Среди внутренних факторов выделены кризисы роста, кризисы смены руководства, кризисы реформирования, кризисы диверсификации, кризисы инвестиций, кризисы инноваций и кризисы репутации; среди внешних выявлены политические, технологические, экономические и природные факторы. Сделан вывод, что фирма теряет свою позицию в отрасли в результате одновременного действия внешних и внутренних факторов. Идентифицированы наиболее опасные комбинации внешних и внутренних факторов, которые создают угрозу потери конкурентоспособности. Ими являются диверсификация во время возникновения базисных и подрывных инноваций; инновации и/или инвестиции во время изменения политических условий ведения экономической деятельности. Проблема поддержания устойчивой конкурентоспособности находится на стыке управленческой и экономической наук, что требует сочетания методологии нескольких теорий: неоклассической экономической (теории конкуренции), фирмы (предпринимательской теории фирмы, теории организаций, стратегического менеджмента и маркетинга), новой институциональной (теории транcакционных издержек и экономической теории контрактов) и экономической социологии (теории социальных полей). |
Ключевые слова: |
устойчивая конкурентоспособность,
точка бифуркации, поле рынка, кризис роста, кризис реформирования, кризис диверсификации, кризис инвестиций,
кризис инноваций, кризис репутации, потеря устойчивой
конкурентоспособности. |
Как цитировать статью: |
Устюжанин В. Л. Основные угрозы для устойчивой конкурентоспособности компаний //
Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 120–124. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.220. |