PDF: |
|
Автор(ы): |
Орлов В. С. |
Номер журнала: |
2(55) |
Месяц и год выхода: |
мая 2021 |
Аннотация: |
Официально предпринятый в нашей стране сегодня курс на вестернизацию образования очевидным образом вызывает сопротивление среди многих его представителей, не в последнюю очередь из области музыкального образования. Несмотря на настороженное отношение к данным попыткам, некоторые исследователи (включая и автора этой статьи) не оставляют попыток инициировать изучение и внедрение ряда западных образовательных методик и концепций, в том числе так называемые принципы либерального образования (образования по модели свободных искусств и наук). В настоящей статье рассматривается опыт использования ряда аспектов из данной теории и практики в сфере преподавания музыкального исполнительства — игры на фортепиано. Эта тематика практически не представлена в трудах не только отечественных, но и зарубежных ученых. Как показывают некоторые ученые, музыка по определению является той областью гуманитарного знания, которая, возможно, оказывается одной из наименее восприимчивых к использованию техник и методов либерального образования. Наиболее очевидная причина этого заключается в чрезвычайно долгой образовательной траектории музыканта, что обеспечивает обособленность профессии и низкую горизонтальную мобильность. Несмотря на это, нами представлен курс по обучению музыкальному исполнительству (фортепиано), в рамках которого демонстрируется внедрение ряда основополагающих принципов либерального образования, в частности ориентация на развитие мышления, навыков аргументации и инновационных техник взаимодействий с музыкальным текстом. В рамках данного курса студенты также раскрывают свои индивидуальные эмоциональные впечатления от прослушанных музыкальных произведений, предлагают различные концепции их содержания, ассоциации с другими известными им музыкальными стилями и средствами выразительности. Так, в статье ставится задача доказать применимость и актуальность использования техник либерального образования в музыке, в том числе и на примере данного курса. |
Ключевые слова: |
либеральное образование, фортепиано, музыкальное исполнительство, мышление и письмо, музыкальное образование, Смольный колледж, критическое
мышление, аргументация, music appreciation, урок. |
Как цитировать статью: |
Орлов В. С. Фортепиано и мышление: использование методов либерального образования в преподавании музыкального исполнительства // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 438—444.
DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.239. |