https://vestnik.volbi.ru/

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Киселева И. Н., Михайлова Т. Н.
Номер журнала: 2(55) Месяц и год выхода: мая 2021
Аннотация:

Актуальность данного исследования определяется тем, что за последние годы современная система образования претерпела ряд существенных изменений, требующих от специалистов высшей школы организации и внедрения эффективных форм формальной и неформальной образовательной деятельности. Компетентностный подход стал ведущим подходом современной российской системы образования, в рамках которого учебный процесс рассматривается как процесс формирования необходимых для будущего специалиста компетенций. В условиях развития информационного общества одной из значимых компетенций выступает коммуникативная компетентность, позволяющая личности свободно общаться и взаимодействовать с другими членами общества. Именно коммуникация сегодня рассматривается в качестве важнейшей качественной характеристики личности. Научно-исследовательская деятельность является одним из видов деятельности, в рамках которого можно реализовать творческие проекты, обучить студентов базовым знаниям и умениям научно-исследовательской деятельности и сформировать коммуникативную компетентность. В статье проведен анализ современных образовательных условий, описаны особенности, структура и направления научно-исследовательской работы, результаты исследования взаимосвязи научно-исследовательской деятельности студентов с формированием коммуникативной компетентности. В рамках экспериментальной работы обоснована позиция того, что грамотно организованная научно-исследовательская работа может выступить важнейшим фактором формирования коммуникативной компетентности студента. В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского и В. А. Федорошина, «Уровень субъективного контроля» (УСК) и методика «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова. Корреляционный анализ проведен по критерию Пирсона. Анализ эмпирических данных показал положительную динамику развития коммуникативной компетентности студентов высшей школы в рамках организованной научно-исследовательской работы.

Ключевые слова:

компетентность, компетентностный подход, коммуникативная компетентность, коммуникация, коммуникативные способности, организаторские способности, творческое мышление, студент, неформальная образовательная деятельность.

Как цитировать статью:

Михайлова Т. Н., Киселева И. Н. Организация научно-исследовательской работы как фактор формирования коммуникативной компетентности студента // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 368—373. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.229.