PDF: |
|
Автор(ы): |
Залыгаева С. А., Шалагинова К. С. |
Номер журнала: |
2(55) |
Месяц и год выхода: |
мая 2021 |
Аннотация: |
В статье рассматривается система профилактической работы по предотвращению психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения. Актуальность исследования определена рядом противоречий: увеличением численности детей старшего дошкольного возраста, имеющих психоэмоциональное напряжение, и отсутствием системы психолого-педагогической работы с данной проблемой в дошкольных образовательных учреждениях; возросшими требованиями ФГОС ДО к психолого-педагогическому сопровождению эмоционального развития детей дошкольного возраста и недостаточной представленностью необходимого инструментария для профилактики нарушений эмоционального развития дошкольников. Исследователями определенны признаки психоэмоционального напряжения у старших дошкольников и особенности его проявления в данном возрасте. Описывается разработанная авторами трехуровневая программа профилактики психоэмоционального напряжения старших дошкольников и экспериментальная работа по ее апробации. Апробация профилактической программы проходила на базе дошкольного образовательного учреждения Тульской области в подготовительной к школе группе. Результаты исследования позволили определить признаки психоэмоционального напряжения и их выраженность у старших дошкольников. Анализ результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента помог распределить испытуемых по группам: дети с невыраженным психоэмоциональным напряжением, дошкольники с признаками психоэмоционального напряжения, а также выделить группу риска — дошкольники, чей уровень напряжения по выделенным критериям выше среднего. Это позволило индивидуализировать программу профилактики и определить меру психолого-педагогической помощи для каждого ребенка. Проведенный статистический анализ по критерию Т-Вилкоксона подтвердил эффективность разработанной и апробированной программы профилактики. Исходя из результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, можно сделать вывод об успешности психологической профилактики психоэмоционального напряжения дошкольников. |
Ключевые слова: |
психоэмоциональное напряжение,
старшие дошкольники, профилактика, тревожность,
страхи, психолого-педагогическая коррекция, психологическое просвещение, эмоциональное развитие, агрессия,
саморегуляция. |
Как цитировать статью: |
Залыгаева С. А., Шалагинова К. С. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 393—397. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.233. |