PDF: |
|
Автор(ы): |
Никифорова Л. Е., Петухова С. В. |
Номер журнала: |
2(55) |
Месяц и год выхода: |
мая 2021 |
Аннотация: |
В статье выявлены трудности, с которыми сталкиваются иностранные студенты в университетах России, и разработана модель менеджмента кросскультурного взаимодействия и адаптации иностранных студентов в вузе. Основу модели составили положения теории кросскультурного менеджмента и теории интеллектуального капитала, поскольку результатом кросскультурного взаимодействия является рост интеллектуального капитала всех участников процесса и университета в целом. В качестве ключевых проблем адаптации иностранных студентов рассмотрены: лингвистические (низкий уровень владения как специальной/профессиональной терминологией на русском языке, так и бытовой); этнокультурные, связанные с преодолением культурного шока; трудности климатической адаптации. В представленной модели учтены специфика российского менталитета и принципы организации образовательного процесса в российских вузах. Выделены следующие заинтересованные стороны: структурные единицы, ответственные за учебную, научную и международную деятельность; студенческие группы; представители волонтерского движения. При описании механизма взаимодействия заинтересованных сторон определены индикаторы эффективности его функционирования. Систематизация социальных и психологических подходов к оценке уровня адаптации индивида к новым условиям жизнедеятельности позволила обосновать два основных критерия оценки: уровень социально-психологической адаптированности индивида и уровень профессиональной адаптированности. В соответствии с достигнутым уровнем адаптированности иностранного студента предложена матрица стратегий 3 × 3, которая позволяет для каждого иностранного студента разработать индивидуальную траекторию адаптации и развития его интеллектуального капитала. Данный методический подход прошел апробацию в Новосибирском государственном университете экономики и управления на примере студентов-магистрантов из Китая, Мали, Монголии, Нигерии и других стран. Индивидуальные траектории предполагали как вовлечение иностранных студентов в работу проектных исследовательских групп, дополнительную стажировку в российских компаниях, так и перевод в другие студенческие группы, рекомендации по смене волонтера, осуществляющего социально-методическую поддержку иностранного студента. Реализация комплекса мероприятий способствовала развитию интеллектуального капитала как самих иностранных и российских студентов и студенческих групп, так и университета в целом. |
Ключевые слова: |
кросскультурный менеджмент, интеллектуальный капитал, университет, иностранный
студент, адаптация иностранных студентов, социально-психологическая адаптированность, профессиональная
адаптированность, матрица выбора стратегии по повышению уровня адаптированности иностранного студента, стратегия профессионального погружения, стратегия
профессионального развития. |
Как цитировать статью: |
Никифорова Л. Е., Петухова С. В. Адаптация иностранных студентов: анализ и
оценка динамики развития интеллектуального капитала // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 30—38.
DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.205. |