https://vestnik.volbi.ru/

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Опарина Я. О.
Номер журнала: 2(59) Месяц и год выхода: мая 2022
Аннотация:

В статье актуализируется проблема формирования мотивации обучающихся основной школы (среди учеников 7—9-х классов). Проводится обзор существующих исследований отечественных и зарубежных ученых в данной области. Ставится цель определить существующую теоретическую рамку, а также методики изучения мотивов учебной деятельности и отношения к учебным предметам; выявить изменения и в отношении современных школьников к настоящему, в мотивах их деятельности, особенностях формирования личности. Для эксперимента используются методики анкетирования Г. Н. Казанцевой и Т. И. Ильиной. Выделены и охарактеризованы основные мотивы при выборе наиболее привлекательных и нелюбимых школьных дисциплин для обучающихся на основе классификации мотивов Л. И. Божович, А. К. Марковой, П. М. Якобсона, М. В. Матюхиной. Показывается динамика выбора отдельных мотивов по мере взросления школьника и приближения времени профессионального самоопределения и построения дальнейшего образовательного маршрута. Обозначаются и анализируются несоответствия между существующими среди учителей основной школы взглядами касательно мотивов обучающихся при выборе любимых и нелюбимых учебных предметов и результатами опроса 257 подростков. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод об особенностях мотивов школьников 7—9-х классов в процессе обучения: выраженный интерес в том случае, если предмет занимательный и учащемуся нравится, как учитель объясняет предмет. Отсутствие интереса к учебному предмету или его неприятие, если обучающийся испытывает трудности в усвоении и неудовлетворенность преподаванием предмета. Полученные данные могут быть использованы в работе учителей основного и старшего звена, а также для дальнейших исследований мотивов обучающихся.

Ключевые слова:

мотивация, учебная деятельность, основная школа, отношение к учению, отношение к учебным предметам, мотивы, обучающиеся, дисциплина, образовательный маршрут, самоопределение

Как цитировать статью:

Опарина Я. О. Особенности учебной мотивации у обучающихся основной школы // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 2 (59). С. 233—238. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.59.218.