https://vestnik.volbi.ru/

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ НА РУБЕЖЕ XX—XXI вв.

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Бокова Т. Н., Маркова О. В.
Номер журнала: 2(59) Месяц и год выхода: мая 2022
Аннотация:

В настоящее время образовательные системы стран постсоветского пространства — государств — участников Содружества Независимых Государств, стран Балтии и Грузии, — как и многих стран мира, переживают период серьезных преобразований, от которых зависит будущее современного общества. Возникает необходимость переосмысления этапов реформирования образовательной системы, поиска эффективных путей взаимодействия и взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. В статье раскрыты основные этапы реформирования системы общего образования Грузии на рубеже ХХ—XXI вв. в аспекте исторического наследия национальной и зарубежной педагогики. На основе ретроспективного анализа теоретических источников выделены четыре этапа реформирования общего образования Грузии, характеризующиеся своими особенностями, механизмами реализации и актуальными задачами каждого периода, отражающие тесную связь с социально-экономической ситуацией в стране. В работе рассматриваются проблемы государственного управления и политики в области образования, анализируются социальные приоритеты на разных этапах реформирования. Сделаны выводы о ведущих тенденциях в условиях глобализации, факторах риска на пути возникновения кризисных явлений, обозначена потребность в сохранении культурных традиций для развития современного образования Грузии. Выделены системные проблемы качества общего образования в Грузии, которые сегодня остаются нерешенными, связанные с недостатком финансирования, национальной политикой в отношении этнических меньшинств, школьной безопасностью, расширением автономности и самостоятельности образовательных организаций, конкурентоспособностью грузинского образования на международном рынке. Раскрытый в данном исследовании обобщенный опыт реформирования общего образования в Грузии имеет практическую значимость для развития сферы образования в России.

Ключевые слова:

модернизация образования, реформа образования, развитие образования в Грузии, общее образование Грузии, система образования, среднее образование, страны постсоветского пространства, образовательная политика, образовательные реформы, развитие образования

Как цитировать статью:

Бокова Т. Н., Маркова О. В. Ретроспективный анализ развития общего образования в Грузии на рубеже XX—XXI вв. // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 2 (59). С. 245—251. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.59.221.