PDF: |
|
Автор(ы): |
Колесник Н. Б. |
Номер журнала: |
2(63) |
Месяц и год выхода: |
мая 2023 |
Аннотация: |
В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов — будущих средовых дизайнеров. Выявлена структура проектно-художественной деятельности, направленной на комплексное оформление окружающего человека пространства с учетом современных требований к прочности, экологичности, функциональности, экономичности и эстетичности. В контексте обучения средовому дизайну определена специфика проектно-творческого мышления как способности дизайнера-специалиста к генерированию оригинальных идей, ассоциативному поиску, быстроте решений, находчивости, концентрации внимания и волевым усилиям. Доказано, что механизмом создания образных объектов средового дизайна выступает синтез воображения и абстрактного мышления, воображения и рассудка. Дана характеристика понятия «средовое воображение», определяющего умение мыслить образами, разноплановыми модификациями и сочетаниями их пространственных, масштабных и структурных свойств и характеристик в процессе дизайнерского проектирования объектов среды. Охарактеризован процесс формирования средового воображения, включающий в себя поиск композиционного замысла образа предметно-пространственного проекта посредством представления в сознании мысленной модели реального объекта и фиксации его в клаузурных упражнениях. Обозначены и обоснованы методические приемы наиболее эффективной профессиональной подготовки средовых дизайнеров (аспекты которой осмысливаются постепенно), заключающиеся в расчленении этапов проектирования на отдельные задачи и в применении в образовательном процессе эвристических методов решения проблемных задач. Методология исследования опирается на фундаментальные психологические и педагогические труды ведущих ученых, обосновавших роль воображения в моделировании новой реальности как отходе от стереотипного мышления. Методами исследования послужили наблюдение за процессом проектирования и анализ проектных работ студентов. |
Ключевые слова: |
дизайн среды, проектно-творческое
мышление, воображение, высшее образование, методика
обучения, средовое проектирование, клаузура, проектная
идея, образ, творческий процесс |
Как цитировать статью: |
Колесник Н. Б. Методические аспекты развития средового воображения у студентов-дизайнеров //
Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 382—386. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.609. |