https://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СРЕДОВОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Колесник Н. Б.
Номер журнала: 2(63) Месяц и год выхода: мая 2023
Аннотация:

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов — будущих средовых дизайнеров. Выявлена структура проектно-художественной деятельности, направленной на комплексное оформление окружающего человека пространства с учетом современных требований к прочности, экологичности, функциональности, экономичности и эстетичности. В контексте обучения средовому дизайну определена специфика проектно-творческого мышления как способности дизайнера-специалиста к генерированию оригинальных идей, ассоциативному поиску, быстроте решений, находчивости, концентрации внимания и волевым усилиям. Доказано, что механизмом создания образных объектов средового дизайна выступает синтез воображения и абстрактного мышления, воображения и рассудка. Дана характеристика понятия «средовое воображение», определяющего умение мыслить образами, разноплановыми модификациями и сочетаниями их пространственных, масштабных и структурных свойств и характеристик в процессе дизайнерского проектирования объектов среды. Охарактеризован процесс формирования средового воображения, включающий в себя поиск композиционного замысла образа предметно-пространственного проекта посредством представления в сознании мысленной модели реального объекта и фиксации его в клаузурных упражнениях. Обозначены и обоснованы методические приемы наиболее эффективной профессиональной подготовки средовых дизайнеров (аспекты которой осмысливаются постепенно), заключающиеся в расчленении этапов проектирования на отдельные задачи и в применении в образовательном процессе эвристических методов решения проблемных задач. Методология исследования опирается на фундаментальные психологические и педагогические труды ведущих ученых, обосновавших роль воображения в моделировании новой реальности как отходе от стереотипного мышления. Методами исследования послужили наблюдение за процессом проектирования и анализ проектных работ студентов.

Ключевые слова:

дизайн среды, проектно-творческое мышление, воображение, высшее образование, методика обучения, средовое проектирование, клаузура, проектная идея, образ, творческий процесс

Как цитировать статью:

Колесник Н. Б. Методические аспекты развития средового воображения у студентов-дизайнеров // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 382—386. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.609.