https://vestnik.volbi.ru/

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Шаповалов В. И., Шуванов И. Б., Шуванова В. П.
Номер журнала: 2(63) Месяц и год выхода: мая 2023
Аннотация:

Актуальность исследования обуславливается последствиями профессиональных деформаций, таких как искаженное профессиональное развитие, снижение адаптационных, интеллектуальных способностей, профессиональные заболевания и др., в наибольшей степени развивающихся у работников педагогических профессий, постоянно взаимодействующих с обучающимися. Сложная социально-экономическая ситуация в современной России, с одной стороны, повышает требования к квалификации и ответственности педагога, с другой — порождает систему психологических факторов, негативно действующих на личность субъекта труда, что закономерно приводит к возникновению и развитию профессиональной деформации личности. Среди факторов особое внимание уделяется мотивационной направленности, снижающей или повышающей стимулирующую функцию мотивации. Методический инструментарий исследования включает две методики, направленные на оценку профессиональной деформации по десяти показателям (Э. Ф. Зеер, А. И. Павлова) и оценку трех мотивационных направленностей личности (В. Смекала и М. Кучера). Теоретическая значимость: в контексте системного подхода раскрывается психологическая сущность особенностей влияния различных мотивационных направленностей на профессиональную деформацию личности. В практической части показано, что особенности профессиональной деформации педагогов с различной мотивационной направленностью проявляются: 1) при выраженной направленности на себя — в виде педагогической агрессии, демонстративности, ролевого экспансионизма и социального лицемерия; 2) при выраженной направленности на взаимные действия — в виде авторитарности; 3) при выраженной направленности на дело — в виде доминантности и ролевого экспансионизма. Полученная в исследовании структура корреляционных связей деформации личности в зависимости от мотивационной направленности представляет основу для практической деятельности по прогнозированию особенностей образовательной деятельности педагогов, их социально-психологическому сопровождению в сфере предупреждения проявлений профессиональной деформации.

Ключевые слова:

профессиональная деформация, мотивационная направленность, личность, педагог, системный подход, методический инструментарий, оценка, корреляция, зависимость, социально-психологическое сопровождение

Как цитировать статью:

Шаповалов В. И., Шуванов И. Б., Шуванова В. П. Особенности профессиональной деформации педагогов с различной мотивационной направленностью // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 387—392. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.607.