https://vestnik.volbi.ru/

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ И ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Атюшкина В. Б.
Номер журнала: 2(63) Месяц и год выхода: мая 2023
Аннотация:

В статье рассмотрены теоретический и практический аспекты цифровой образовательной среды и цифровой культуры на основе анализа современных научных подходов. Представлен результат проведенного эмпирического исследования мнений обучающихся вуза, позволивший разработать модель цифровой образовательной среды. Автор приходит к выводам о тесной взаимосвязи цифровой культуры личности с динамичной цифровой образовательной средой. Последняя выступает воплощением структуры цифровой культуры, включающей несколько стержневых компонентов: инновацию, грамотность и компетентность (ответственное владение цифровыми навыками на высоком уровне), а главное — систему ценностных отношений. Эмпирическое исследование позволило зафиксировать факт недостаточной закрепленности в сознании обучающихся концепта ценности цифровой культуры при общей развитости цифровой грамотности (понимание сущности цифровых процессов, основ информационного производства, потребления и обмена и др.). Кроме того, выстроена иерархическая система средств формирования цифровой культуры на основе виртуального образовательного пространства (ресурс, портал, система мониторинга, дистанционный обучающий продукт и пр.). Сбор и анализ данных ответов респондентов о сущности цифровой культуры продемонстрировал сложную взаимосвязь представлений, включающих: систему изменений производства продуктов культуры, новую модель поведения и коммуникации, новые компетенции и ценности. Обнаружена существенная лакуна осмысления обучающихся собственной позиции в цифровизации, которая затрудняет переход от ролевой модели среднего пользователя виртуальной реальности к креативной и самостоятельной реализации. Концепты мотивации, ответственности, стержневая идея о системе ценностей, образуя модель цифровой культуры, должны стать искомым стимулом к активному преобразованию отношения обучающегося к цифровому пространству и к его процессам. Таким образом, доказана значимость продолжения исследований в данной области с точки зрения педагогики

Ключевые слова:

цифровая культура, модель цифровой образовательной среды, цифровизация, информационно-коммуникативные технологии, компетентность, цифровая грамотность, педагогическая деятельность, цифровая этика, цифровая коммуникация, сетевые коммуникации

Как цитировать статью:

Атюшкина В. Б. Представления студентов о цифровой культуре и цифровой образовательной среде: из опыта исследования // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 357—363. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.600.