PDF: |
|
Автор(ы): |
Ерзылева И. А., Мамаева Ю. А. |
Номер журнала: |
2(67) |
Месяц и год выхода: |
мая 2024 |
Аннотация: |
В статье раскрывается проблема психологической безопасности преподавателей высших учебных заведений в условиях цифровой трансформации образования с точки зрения установления стресс-факторов и обозначения путей преодоления основных угроз нормального психологического фона работников высшей школы. Используя системно-структурный подход, классификацию, сравнительный анализ и генерализацию, авторы устанавливают содержание категории «психологическая безопасность», вскрывают субъективные угрозы психологической безопасности преподавателя вуза, обозначают объективные угрозы психологической безопасности преподавателя вуза, предлагают пути преодоления выявленных угроз психологической безопасности объективного и субъективного плана. Детальному рассмотрению подвергаются такие угрозы психологической безопасности преподавателя высшей школы субъективного порядка, как распространение и прогрессирование профессионального выгорания, склонность к конфликтному поведению и/или неспособность разрешать конфликты со студентами, коллегами, руководством, низкий уровень профессиональных компетенций преподавателя, в т. ч. отсутствие навыков коммуницирования. Также авторы констатируют ряд объективных угроз психологической безопасности преподавателя вуза: падение авторитета преподавателя как носителя уникальных знаний и компетенций в условиях цифровой трансформации, отсутствие в российской образовательной системе четких представлений о разграничении научной и преподавательской деятельности, низкий уровень оплаты труда преподавателей высшей школы, делегирование преподавателям механических и рутинных обязанностей низового уровня, явно не соответствующих высокой квалификации работника высшей школы. В заключение предлагаются меры преодоления и нивелирования выявленных угроз: снижение учебной нагрузки преподавателей при кратном повышении ставок оплаты труда за единицу времени, активное вовлечение и развитие системы психологической консультации внутри высших учебных заведений, ужесточение требований к качеству знаний и навыков потенциальных кандидатов на замещение преподавательских должностей, освобождение преподавателей от выполнения ряда функций и задач, присущих непосредственно научным работникам, исключение из преподавательских обязанностей осуществления той работы, которая не требует специальных профессиональных знаний и может быть поручена работникам методических отделов. |
Ключевые слова: |
высшие учебные заведения, преподаватель, психологическая безопасность, трудовая мотивация,
компетенции, учебная работа, методическая работа, научная
деятельность, цифровизация, профессиональное выгорание |
Как цитировать статью: |
Ерзылева И. А., Мамаева Ю. А. Психологическая безопасность преподавателя вуза в условиях цифровой трансформации образования // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2(67). С. 360—364. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.67.952. |