https://vestnik.volbi.ru/

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ИНСТИТУТ, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Маевская Л. И.
Номер журнала: 2(67) Месяц и год выхода: мая 2024
Аннотация:

В статье рассмотрен пространственный аспект образования и эволюции преференциальных экономических зон (ПЭЗ). Проанализированы основные виды ПЭЗ, показано, как происходила их трансформация в Российской Федерации, в результате которой менялись принципы и механизмы создания и функционирования ПЭЗ. Оценка роли института ПЭЗ с точки зрения их специализации показала, что все они по-разному влияют на формирование единого экономического пространства. Наиболее нацеленными на выравнивание существующего социально-экономического неравенства регионов являются территории опережающего развития (ТОР). Именно ТОР нацелены на вывод территорий из состояния депрессивности, на преодоление низкого уровня развития отсталых субъектов Российской Федерации и моногородов. В условиях жесткой санкционной политики эта задача приобретает особую актуальность. Распространение по стране ТОР позволит осуществить переход в системе целеполагания ПЭЗ — от чисто отраслевой направленности к комплексному социальноэкономическому развитию территорий и, как следствие, снижению степени асимметричного развития экономики, формированию единого экономического пространства страны, что отвечает основному принципу федеративных отношений, заключающемуся в выравнивании социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации. Вместе с тем проведенный анализ показал, что, несмотря на наличие позитивных результатов в сфере создания и развития ТОР, можно сделать вывод об их практической «невключенности» в стратегирование пространственного развития страны. В документах стратегического и территориального планирования ТОР лишь упоминаются. Соответственно, не выработан единый подход к оценке их вклада в развитие территорий, на которых они расположены, и показателей, определяющих их эффективность. Между тем способность ТОР решать проблемы сглаживания межрегиональной дифференциации и на этой основе обеспечивать сбалансированное социально-экономическое развитие страны настоятельно требует разработки отдельной стратегии развития ТОР с обязательным включением ее в Стратегию пространственного развития Российской Федерации.

Ключевые слова:

преференциальные экономические зоны, налоговые преференции, территории опережающего развития, свободные экономические зоны, особые экономические зоны, депрессивные регионы, моногорода, стратегии пространственного развития, государственно-частное партнерство, единое экономическое пространство

Как цитировать статью:

Маевская Л. И. Территории опережающего развития как институт, регулирующий функционирование единого экономического пространства Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2(67). С. 75—81. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.67.969.