https://vestnik.volbi.ru/

БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЙ ПРЕДМЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Борисова В. В., Власова Н. Ю., Медведева Е. Н., Супрун А. А.
Номер журнала: 2(71) Месяц и год выхода: июня 2025
Аннотация:

В основе техники работы с предметом в художественной гимнастике лежит темпоритмическая структура движений. Каждое движение, например бросок, ловля или перекат, должно выполняться в определенном темпе и ритме, гармонично сочетаясь с музыкой. Темп задает скорость выполнения элемента, определяя, насколько быстро или медленно двигается предмет в пространстве. Ритм же отвечает за организацию движений во времени, создавая определенный рисунок и подчеркивая акценты в музыке. Зачастую гимнастки предпочитают музыкальное сопровождение с акцентом на ударные инструменты и вынуждены адаптировать ритм своих упражнений под музыку. К сожалению, целенаправленного обучения этому аспекту не ведется. Изучение техники работы с предметом нередко сводится к простому счету «раз и два», что типично для элементарных ритмических структур. В статье представлен биомеханический анализ темпоритмической структуры ключевых технических элементов в художественной гимнастике (вертушка обруча, восьмерка мяча, горизонтальная мельница булав, бумеранг лентой). Методология исследования включает анализ продолжительности фаз, скорости и угла наклона предмета в каждой фазе движения с использованием программного комплекса Kinovea на выборке из 100 гимнасток, представляющих разные города России. Анализ выявил уникальный ритмический рисунок каждого элемента, характеризующийся колебаниями скорости, сменой фаз и акцентами. Отмечена неравномерность темпа большинства элементов, требующая от гимнасток высокого уровня контроля и чувства ритма. Сформулированы рекомендации по подбору музыкального сопровождения, акцентирующего динамику и контрасты движения. В частности, для мельницы булавами рекомендуется музыка, подчеркивающая акценты и контрасты, для бумеранга лентой — отражающая контраст между броском и полетом, для вертушки обруча — соответствующая скорости вращения, а для восьмерки мяча — подчеркивающая плавность. Исследование вносит вклад в понимание особенностей темпоритма в гимнастике и предлагает практические рекомендации для оптимизации тренировочного процесса и создания выразительных композиций.

Ключевые слова:

художественная гимнастика, биоме- ханический анализ, темпоритмическая структура, техни- ческие элементы с предметом, вертушка обруча, восьмер- ка мяча, горизонтальная мельница булав, бумеранг лентой, ритмический рисунок, музыкальное сопровождение, тре- нировочный процесс, композиция

Как цитировать статью:

Супрун А. А., Медведева Е. Н., Власова Н. Ю., Борисова В. В. Биомеханический анализ темпорит- мической структуры движений предмета в художественной гимнастике: от теории к практике (с рекомендациями по музы- кальному сопровождению) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 426—433. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1296.