PDF: |
 |
Автор(ы): |
Борисова В. В., Власова Н. Ю., Медведева Е. Н., Супрун А. А. |
Номер журнала: |
2(71) |
Месяц и год выхода: |
июня 2025 |
Аннотация: |
В основе техники работы с предметом в художественной гимнастике лежит темпоритмическая структура движений. Каждое движение, например бросок, ловля или перекат, должно выполняться в определенном темпе и ритме, гармонично сочетаясь с музыкой. Темп задает скорость выполнения элемента, определяя, насколько быстро или медленно двигается предмет в пространстве. Ритм же отвечает за организацию движений во времени, создавая определенный рисунок и подчеркивая акценты в музыке. Зачастую гимнастки предпочитают музыкальное сопровождение с акцентом на ударные инструменты и вынуждены адаптировать ритм своих упражнений под музыку. К сожалению, целенаправленного обучения этому аспекту не ведется. Изучение техники работы с предметом нередко сводится к простому счету «раз и два», что типично для элементарных ритмических структур. В статье представлен биомеханический анализ темпоритмической структуры ключевых технических элементов в художественной гимнастике (вертушка обруча, восьмерка мяча, горизонтальная мельница булав, бумеранг лентой). Методология исследования включает анализ продолжительности фаз, скорости и угла наклона предмета в каждой фазе движения с использованием программного комплекса Kinovea на выборке из 100 гимнасток, представляющих разные города России. Анализ выявил уникальный ритмический рисунок каждого элемента, характеризующийся колебаниями скорости, сменой фаз и акцентами. Отмечена неравномерность темпа большинства элементов, требующая от гимнасток высокого уровня контроля и чувства ритма. Сформулированы рекомендации по подбору музыкального сопровождения, акцентирующего динамику и контрасты движения. В частности, для мельницы булавами рекомендуется музыка, подчеркивающая акценты и контрасты, для бумеранга лентой — отражающая контраст между броском и полетом, для вертушки обруча — соответствующая скорости вращения, а для восьмерки мяча — подчеркивающая плавность. Исследование вносит вклад в понимание особенностей темпоритма в гимнастике и предлагает практические рекомендации для оптимизации тренировочного процесса и создания выразительных композиций. |
Ключевые слова: |
художественная гимнастика, биоме-
ханический анализ, темпоритмическая структура, техни-
ческие элементы с предметом, вертушка обруча, восьмер-
ка мяча, горизонтальная мельница булав, бумеранг лентой,
ритмический рисунок, музыкальное сопровождение, тре-
нировочный процесс, композиция |
Как цитировать статью: |
Супрун А. А., Медведева Е. Н., Власова Н. Ю., Борисова В. В. Биомеханический анализ темпорит-
мической структуры движений предмета в художественной гимнастике: от теории к практике (с рекомендациями по музы-
кальному сопровождению) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 426—433. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1296. |