Аннотация: |
Актуальными направлениями исследований видится анализ исторических и современных дилемм дошкольного образования, связанных с его ценностными основаниями, функциональной эволюцией и вызовами глобализации. Работа направлена на переосмысление роли дошкольного образования как инструмента формирования социально ответственной личности, преодоления неравенства и интеграции культурного многообразия. Задачами исследования видятся следующие аспекты: исследовать исторические противоречия между функциями социального ухода и воспитания (на примере концепций Ф. Фребеля); выявить современные тенденции в дошкольном образовании стран Иберо-Америки, включая управление, обязательность и доступность; проанализировать влияние цифровизации, нейронаук и глобализации на трансформацию педагогических практик; определить роль эпистемологических (уникальность, комплексность, коллективность) и аксиологических (уважение, автономность, ответственность) принципов в формировании ценностных ориентиров. Методологию исследования составили сравнительный анализ систем дошкольного образования, изучение нормативных правовых документов, статистических данных (охват, количество педагогов, инфраструктура), междисциплинарный подход, объединяющий педагогику, философию (эпистемология, аксиология), социологию и государственное управление. Результаты исследования позволили выявить историко-педагогический аспект, который раскрывает значение и подходы к реализации концепции Ф. Фребеля о творческой игре, которая сохраняет актуальность, но требует адаптации к цифровой эпохе (баланс сенсорного и экранного опыта); институциональные вызовы, а именно то, что обязательность дошкольного образования (7 из 21 страны) не обеспечивает всеобщего охвата из-за нехватки инфраструктуры, кадров и социального неравенства (в Мексике охват составляет 75 %, при этом 17 % групп переполнены); функциональную трансформацию — выделены новые функции: эмоционально-психологическая поддержка, инклюзивность, экологическое воспитание. Делается вывод, что дошкольное образование — это фундамент гражданского общества, где преодолеваются социальные диспропорции и формируются адаптивные, эмоционально устойчивые личности. Необходимо в перспективе учитывать интеграцию цифровых инструментов без ущерба для сенсорного и социального опыта детей. Новизна исследования заключается в синтезе философского анализа (аксиология) с практикой образовательной политики, акценте на постпандемические трансформации и этические вызовы цифровизации. |
Ключевые слова: |
дошкольное образование, аксиология,
Ф. Фребель, Иберо-Америка, инклюзивность, обязатель-
ность, коллективность, цифровизация, детство, ценно-
сти, воспитание |