PDF: |
 |
Автор(ы): |
Аль-Кайси А. Н., Ганина Е. В., Сатина Т. В. |
Номер журнала: |
2(71) |
Месяц и год выхода: |
июня 2025 |
Аннотация: |
В условиях интенсивного развития российско-китайского образовательного сотрудничества и увеличения потока китайских студентов в российские вузы проблема их академической и социокультурной адаптации приобретает особую значимость. Исследование посвящено комплексному анализу факторов, препятствующих успешной адаптации китайских студентов в образовательную среду Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Методологическая основа работы включает комплексный подход: онлайн-анкетирование (N = 398) с использованием платформы Yandex.Forms и выборку из него (N = 82), статистическую обработку данных посредством расчета коэффициента α-Кронбаха (0,815) в программе SPSS, анализ частотности ответов и контент-анализ текстовых комментариев респондентов. Полученные результаты позволили выявить и систематизировать детерминанты адаптации по двум ключевым направлениям: кросс-культурные и институциональные. Кросс-культурные барьеры включают фундаментальные различия в образовательных парадигмах (российская практико-ориентированная модель vs китайская экзаменационно-теоретическая система) и коммуникативных практиках (субъектсубъектный vs субъект-объектный характер взаимодействия в академической среде). Институциональные факторы дезадаптации включают инклюзивное обучение в смешанных группах, отсутствие дифференцированного подхода к оценке академической успеваемости, а также ряд бытовых сложностей, связанных с проживанием. На основании проведенного анализа предложен комплекс мер по оптимизации адаптационных процессов, включающий разработку специализированных культурно-адаптационных программ, создание билингвальных учебных материалов и совершенствование условий проживания. Перспективой данного исследования должна стать разработка универсальной модели адаптации, которая может быть применена к различным этнокультурным группам иностранных студентов. Результаты исследования имеют значительную практическую ценность для совершенствования международной образовательной политики Финансового университета и других российских вузов. |
Ключевые слова: |
высшее образование, международное
образование, иностранные студенты, китайские студен-
ты, адаптация, дезадаптация, кросс-культурные барье-
ры, институциональные детерминанты, анкетирование,
Финансовый университет при Правительстве РФ |
Как цитировать статью: |
Аль-Кайси А. Н., Ганина Е. В., Сатина Т. В. Кросс-культурные и институциональные детерминан-
ты дезадаптации китайских студентов: данные исследования Финансового университета // Бизнес. Образование. Право.
2025. № 2(71). С. 434—443. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1302. |