https://vestnik.volbi.ru/

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Васильева М. В.
Номер журнала: 2(71) Месяц и год выхода: июня 2025
Аннотация:

В связи с переходом к цифровому обществу требования к профессионально важным качествам специалистов среднего звена существенно изменились. На основе анализа международного опыта выявлены актуальные тенденции подготовки специалистов среднего звена: развитие широкопрофильной профессиональной подготовки, внедрение в практику обучения принципов транспрофессионализма и бережливого производства, углубление общеобразовательной подготовки и развитие «мягких» навыков и др. С учетом международного опыта, прогнозной потребности рынка труда, запросов работодателей выделены группы профессионально важных качеств специалистов среднего звена: мотивационно-развивающая (трудолюбие, стремление к саморазвитию и др.), функционально-деятельностная (знание основ выполнения профессиональной деятельности, умение адаптироваться к новым условиям труда в современном обществе и др.), морально-поведенческая (гражданско-патриотическая позиция, соблюдение моральных норм поведения и др.). Для повышения уровня сформированности профессионально важных качеств предлагается использовать описанную в статье педагогическую технологию формирования профессионально важных качеств специалистов среднего звена машиностроительного профиля с учетом международного опыта. Технология разработана на основе подходов (системный, функционально-деятельностный, компетентностный) и принципов (ориентации на лучшие международные практики, целостности и системности, практической ориентированности, развития личностно-деятельностных характеристик обучающихся, обеспечения объективности контроля достигаемых результатов). Технология содержит концептуальный, содержательный и процессуальный компоненты. Для оценки уровня сформированности профессионально важных качеств разработан критериально-диагностический аппарат, включающий четыре критерия (мотивационный, когнитивный, операциональный и нравственный) и три основные уровня (базовый, оптимальный, повышенный) сформированности. Результаты исследования могут использоваться в деятельности колледжей и техникумов при разработке и реализации образовательных программ среднего профессионального образования, оценке качества подготовки специалистов среднего звена.

Ключевые слова:

профессионально важные качества, специалист среднего звена, среднее профессиональное образование, подготовка кадров, потребности рынка тру- да, модернизация образования, международный опыт, педагогическая технология, «мягкие» навыки, критериаль- но-диагностический аппарат

Как цитировать статью:

Васильева М. В. Педагогическая технология формирования профессионально важных качеств специалистов среднего звена с учетом международного опыта // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 519—524. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1322.