PDF: |
 |
Автор(ы): |
Дронова С. Ю. |
Номер журнала: |
2(71) |
Месяц и год выхода: |
июня 2025 |
Аннотация: |
В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта в контексте обучения иностранным языкам в высшем учебном заведении. Предлагается методический комплекс для синхронного развития эмоционального интеллекта как у студентов, так и у преподавателей. Исследование включает метаанализ современных научных работ, посвященных эмоциональному интеллекту, систематизацию ключевых компонентов эмоционального интеллекта, релевантных для межкультурной коммуникации, с целью дальнейшего включения данных компонентов в образовательный процесс. Особое внимание уделяется адаптации техник социально-эмоционального обучения (SEL) к условиям вуза. В экспериментальной части представлены различные методики (ролевые игры, кейс-методы, веб-квесты), адаптированные к разным уровням владения языком. Результаты исследования демонстрируют значительное улучшение академических показателей (рост успеваемости на 18,7 %), снижение уровня тревожности у 72 % студентов и повышение эмпатийности. Выявлены значимые корреляции между эмоциональным состоянием студентов и их академической успеваемостью. Практическая значимость исследования заключается в предложенных и апробированных методах интеграции социально-эмоционального обучения в языковые программы, что способствует повышению качества образовательного процесса и преодолению кризисов мотивации в условиях цифровой трансформации образования. Научная новизна работы состоит в реализации принципа «двойной направленности»: предложенный комплекс развивает эмоциональный интеллект не только студентов, но и преподавателей, формируя эмоционально-резонансную образовательную среду. Исследование расширяет теоретические представления о роли аффективного компонента в лингводидактике и предлагает инструменты для преодоления кризисов мотивации в условиях цифровой трансформации образования. Результаты могут быть использованы при разработке образовательных программ языковых дисциплин и курсов повышения квалификации преподавателей. |
Ключевые слова: |
эмоциональный интеллект, социаль-
но-эмоциональное обучение, иноязычная коммуникация,
методика преподавания, межкультурная коммуникация,
эмпатия, тревожность, языковое образование, когнитив-
ное развитие, академическая успеваемость, ролевые игры,
кейс-методы |
Как цитировать статью: |
Дронова С. Ю. Развитие эмоционального интеллекта в диаде «преподаватель — студент»: мето-
дические подходы к обучению иностранным языкам в вузе // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 450—454.
DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1301. |