https://vestnik.volbi.ru/

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Алимова Н. М.
Номер журнала: 2(71) Месяц и год выхода: июня 2025
Аннотация:

В статье описывается констатирующий этап эксперимента по изучению уровня сформированности социальной активности у старших школьников. Уточняется возрастная категория и особенности психофизиологического развития старших школьников. Выделяются компоненты социальной активности на основе теоретического анализа работ ученых-педагогов и психологов (инициативность и исполнительность, мотивация, настойчивость). В структуру исполнительности входят такие качества личности, как дисциплинированность, самостоятельность и ответственность. Инициативность включает в себя мотивацию, настойчивость и общий уровень проявления инициативы. Используется метод диагностики сформированности настойчивости, мотивации и инициативности, а также метод экспертной оценки исполнительности старших школьников. По итогам исследования уровня сформированности компонентов социальной активности старших школьников выявляется общий уровень их социальной активности. Делается вывод об уровне сформированности социальной активности старших школьников в условиях реализации основных общеобразовательных программ среднего общего образования. Также на основе проведенного корреляционно-регрессионного анализа установлена и описана взаимосвязь всех компонентов в структуре социальной активности. Выделены ключевые компоненты и входящие в их структуру качества личности. Дан прогноз сформированности компонентов социальной активности в течение учебного года. При условии систематического педагогического воздействия на выявленные компоненты. Даны рекомендации по формированию социальной активности старших школьников. Представлена стратегия дальнейшего исследования социальной активности старших школьников. Данное исследование будет положено в основу изучения уровня социальной активности старших школьников в условиях интеграции общего и дополнительного образования, т. к. предполагается, что уровень социальной активности старших школьников повысится по итогам интеграции основного и дополнительного образования.

Ключевые слова:

социальная активность, основное среднее образование, старшие школьники, возрастные особенности, ФГОС, корреляционно-регрессионный ана- лиз, компоненты, педагогические условия, мотивационный компонент, когнитивный компонент, инициативность, исполнительность

Как цитировать статью:

Алимова Н. М. Социальная активность старших школьников (ключевые компоненты, их взаимосвязь и уровень сформированности) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 508—512. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1320.