https://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО И НЕЙРОСЕТЕВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Мунирова Ю. С.
Номер журнала: 2(71) Месяц и год выхода: июня 2025
Аннотация:

В статье показана возможность применения аппарата экономико-математического моделирования процессов стимулирования инновационной деятельности преподавателей вуза при составлении эффективного контракта. В последнее время эти вопросы пользуются повышенным вниманием в связи с необходимостью реализации дорожной карты постановления Правительства РФ о реализации потребности повышения технологического суверенитета в стране. Отмечено, что это возможно за счет повышения инновационной активности преподавателей вуза и трансфера их знаний, научных достижений и результатов новаторской деятельности в системе высшего образования. Способствовать формированию мотивации к развитию инновационной и научной составляющих в вузах может улучшенная система стимулирования труда, учитывающая вклад в развитие инновационной составляющей. Актуальность темы исследования обоснована потребностью поиска эффективных инструментов повышения уровня инновационной активности преподавателей вуза. Описано авторское видение возможности формирования системы стимулирования преподавателей вуза в разрезе их возрастных групп. Показан один из существующих в вузе вариантов классификации профессиональной деятельности преподавателей с применением механизма эффективного контракта. Методы исследования опираются на теорию игр, рассматриваются коалиционные игры и некоторые возможные ситуации, характеризующие отношения между администрацией вуза и преподавателями, мотивированными на интенсификацию инновационной и научной деятельности. Результаты исследования представлены в виде методики повышения уровня инновационной активности преподавателей вуза и концептуальной модели системы поддержки принятия решений на основе методов нейросетевого моделирования. Научная новизна показана предложенной методикой повышения уровня инновационной активности преподавателей вуза, позволяющей, в отличие от имеющихся подходов, учитывать возрастной ценз преподавателей и производить своевременную корректировку показателей их эффективного контракта.

Ключевые слова:

инновационная активность, тео- рия полезности, трансферабельная полезность, системы поддержки принятия решения, методика, нейросетевое моделирование, нейронная сеть адаптивного резонанса, нейронная сеть прямого распространения, нейронная сеть Джордана, нейронная сеть Элмана

Как цитировать статью:

Мунирова Ю. С. Методика повышения уровня инновационной активности преподавателей вуза на основе инструментов экономико-математического и нейросетевого моделирования // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 194—203. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1333.