PDF: |
 |
Автор(ы): |
Воронина Н. Ф. |
Номер журнала: |
2(71) |
Месяц и год выхода: |
июня 2025 |
Аннотация: |
В статье рассматриваются процесс становления экосистемы цифровой экономики Российской Федерации и высшее образование как элемент, обеспечивающий кадровое обеспечение этого процесса. Рассмотрено нормативно-правовое основание процесса. Обращено внимание, что успешность достижения целей становления экономики определяется, в том числе, наличием кадров, владеющих цифровыми компетенциями. Автором на основе проведенного анализа обеспеченности кадрами соответствующей квалификации потребности рынка труда в субъектах Российской Федерации сделан вывод о существующей проблеме. Процесс формирования экосистемы цифровой экономики в текущем и прогнозируемом периодах испытывает «кадровый голод». Кадры, владеющие компетенциями для реализации целей развития экономики страны, возможно подготовить только в системе высшего образования. Представлен обзор государственных мероприятий, направленных на повышение кадровой обеспеченности регионов, в т. ч. на основе Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», а также самостоятельные проекты системы высшего образования Российской Федерации. Деятельность по данным направлениям осуществляется на основе экосистемного подхода. В статье рассмотрены отличительные особенности организации экосистем применительно к социально-экономическим процессам развития. Выделено, что, следуя принципам экосистемного подхода, происходит трансформация образовательной среды, отвечающая требованием становления цифровой экономики в части обеспечения кадрами. Целью исследования является рассмотрение образовательной среды высшего образования как элемента в формировании экосистемы цифровой экономики в России в современных условиях. Современная экономика всё больше зависит от цифровых технологий и данных. Высшее образование играет решающую роль в подготовке специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для работы в цифровом пространстве. Без адекватной подготовки кадров невозможно обеспечить эффективное функционирование цифровой экономики. Автором определяются основные элементы, раскрывается специфика применения экосистемного подхода в образование, обосновывается значение образовательных цифровых платформ как нового активного участника образовательной среды. |
Ключевые слова: |
высшее образование, цифровая
трансформация, цифровизация, экосистема цифровой эко-
номики, кадры, субъект Российской Федерации, цифровые
компетенции, экосистема, образовательная среда, кадро-
вая обеспеченность |
Как цитировать статью: |
Воронина Н. Ф. Высшее образование в становлении экосистемы цифровой экономики // Бизнес.
Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 82—88. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1280. |